Найти тему
МК в Бурятии

Женщины Улан-Удэ «бомбят» улицы столицы и доказывают свое превосходство

Водитель в современной городской среде — это стресс, опасность и наличие «золотых» рук, умеющих как минимум поменять при необходимости колесо и «подкурить» сдохший аккумулятор. Другими словами, чтобы выжить на дороге, таксист однозначно должен быть мужиком, но тогда почему в последнее время в такси все больше становится женщин?..

  Елена Кокорина
Елена Кокорина

Об этом и многом другом корреспондент «МК в Бурятии» поговорил с представительницами прекрасного пола, работающими в службе такси Улан-Удэ.

Границы между мужскими и женскими профессиями стираются и женщина за рулем такси, еще недавно казавшаяся чем-то инородным, сегодня никого не удивляет. Впрочем, как и мужчина в роли маникюриста или бровиста…

Огромный плюс — свободный график

42-летняя Надежда трудится таксистом сравнительно недавно — всего 10 месяцев. Но уходить не собирается, потому что устраивает график работы.

— Я сейчас нахожусь в декретном отпуске, второму ребенку скоро будет три года. Выходить на свою прежнюю офисную работу не хочу, потому что за пару-тройку часов в день зарабатываю столько же, сколько и на прежней работе, находясь там с 9 до 18 часов. Это не может не нравиться. Таксую я по утрам, когда отвезу дочку в школу — беру примерно два-три заказа, и ближе к вечеру также, пока она на дополнительных занятиях. Это очень удобно. Замечаю, что с каждым днем наши ряды пополняются и девушек в такси становится все больше и женщины в такси — это уже не из ряда вон выходящее.

    Фото: loon.site
Фото: loon.site

Фото: loon.site

Привет из 90-х

В 2022 году в России доля «женских» резюме на должность водителя выросла на 44%, пишет rg.ru. Так что же такое женщина-таксист — борьба за равноправие или следствие экономической ситуации в стране? Ответ, по мнению замдиректора Центра социально-трудовых прав Юлии Островской, находится на поверхности, потому что в кризисных ситуациях женщины всегда страдают больше мужчин за счет слишком очевидной разницы в их положении. Из-за этого представительницы женской половины намного чаще теряют работу и свои доходы. И характер кризиса здесь вовсе не важен, экономический он или эпидемиологический — уязвимые категории всегда страдают больше.

— Мои школьные годы пришлись на девяностые, поэтому я очень хорошо помню то время. Моя тетя работала в сфере культуры. Получала, разумеется, какие-то копейки, которых на житье совсем не хватало. Чтобы хоть как-то выживать, по вечерам, а бывало и по ночам, «бомбила» по Улан-Удэ. Тогда я от нее услышала фразу, что если таксистами начинают работать женщины, то в стране явно что-то идет не так. Сейчас у нас не девяностые, конечно, но женщин в такси за последнее время явно прибавилось, — рассказывает 47-летняя таксистка Валентина.

Недавняя пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в планы еще одной из моих собеседниц — 28-летней Юлии.

— Я работала раньше в общепите, но с приходом коронавируса все позакрывали, сами помните. Сидеть без дела не хотелось, я не из таких. Поэтому пошла работать в такси, так как машина была. Ее, правда, мне пришлось поменять на малолитражную «японку», потому что у предыдущей расход был слишком большой и первое время львиную долю заработанных денег приходилось отдавать на бензин. О своем вынужденном переходе в такси совсем не жалею, потому что работать здесь мне нравится — и график работы, и зарплата, и коллектив у нас тоже хороший.

«А-а-а, баба за рулем, лучше с ней не ехать»

Большинство водителей-мужчин, увидев за рулем женщину, предпочитают держаться от этого автомобиля подальше, и крылатое выражение, что «женщина за рулем как обезьяна с гранатой» — далеко не единственное и еще не самое обидное сравнение.

Опросив нескольких улан-удэнцев на предмет их отношения к женщине за рулем, я услышала много шуток, колкостей и нелицеприятных высказываний. Надо сказать, были и противоположные мнения, характеризующие женщин-водителей как более ответственных и внушающих доверие, но таких было меньшинство.

Андрей, 36 лет: «Они всегда только мешаются и все проблемы, возникающие на дороге, случаются именно по их тупости. Один раз видел, как дамочка за рулем сидела красилась. Это откровенно бесит! Поэтому дорога только для мужиков. Считаю, что единственные машины, которые можно доверить женщине, — это стиральная и посудомоечная».

Евгений, 48 лет: «Надо признать, что женщина за рулем существо действительно непредсказуемое. Там, где надо ехать, она часто тормозит, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Если мужчина может просчитать ситуацию на дороге, так сказать, наперед, то женщине, увы, это не дано от слова совсем. Дальше своего носа она просто не видит и поэтому не сможет избежать ДТП там, где сможет мужчина. А если женщина еще и таксист, то здесь двойная ответственность — не только за себя, но еще и за пассажиров».

Денис, 25 лет: «Я нормально отношусь к женщинам-водителям и женщинам-таксистам. Считаю, что гендерная принадлежность здесь не играет большой роли. Моя мама, например, отлично водит машину, ничуть не хуже папы. А плюс женщины-таксиста в том, что она никогда не приедет к клиенту пьяной или с похмелья. Кроме того, лихачить она на дороге точно не будет, а значит, довезет тебя в целости и сохранности».

— Вы знаете, выражение «баба за рулем» для меня звучит как ругательство. Водительский стаж мой уже почти 20 лет, поэтому считаю, что на дороге не может быть женщин или мужчин — на дороге есть только водитель. Порой представители сильного пола едут так, что начинаешь сомневаться есть ли вообще у него права — неуместно перестраиваются, не включая поворотника, нервно мечутся по дороге, нарушая скоростной режим, и еще много всего другого. А еще их «конек» — держать руль чуть ли не одним своим цепким взглядом и подруливать запястьем — ну разве так можно? Я руль не отпускаю ни на секунду — для меня это «золотое» правило. Кстати, эсэмэски я тоже не пишу за рулем, как это делают многие мужчины, — рассказывает Валентина.

28-летняя Юлия соглашается с популярным мнением, что стили вождения мужчин и женщин могут кардинально отличаться.

— Восприятие мира у нас другое, поэтому мы лучше подмечаем детали. Женский стиль вождения предполагает осторожность, аккуратность, небольшую скорость и минимальное количество маневров на дороге. Все мои клиенты спокойно относятся к тому, что их везет девушка, некоторые из них даже радуются, потому что чувствуют себя в безопасности. Бывает и такое, что записывают мой номер телефона и звонят в следующий раз, потому что хотят, чтобы везла их именно я. Все эти высказывания типа «женщина за рулем — катастрофа» считаю не более чем стереотипами, которые засели в головы наших мужчин несколько десятилетий назад.

    Фото: loon.site
Фото: loon.site

Фото: loon.site

Поиск приключений на «пятую точку»

По словам моих собеседниц, нередко случается, что мужчины с ними во время поездки в такси пытаются познакомиться. Более того, многие из представителей сильнейшей половины человечества уверены, что если женщина работает в позднее время суток, то она просто ищет приключений на свою «пятую точку».

— Я редко выхожу работать в ночное время, но иногда все же случается. В ночное время заказы оплачиваются по повышенному тарифу, соответственно, заработать можно гораздо больше, чем днем. Но некоторым мужчинам это в голову даже не приходит. Поэтому бывает, что не просто на кофе приглашают или в кино, к этому я отношусь с юмором, но некоторые и вовсе предлагают интим за деньги. В такие моменты главное четко обозначить свою позицию, границы и показать, что у тебя есть с собой газовый баллончик — метод однозначно рабочий и проверенный. Иногда меня спрашивают, не страшно ли работать по ночам? Нет. Страшно, когда тебе не хватает денег на еду или игрушку для ребенка.

Еще одна наша землячка, 23-летняя Света сейчас живет в Новосибирске. Работая в аэропорту, вечером, возвращаясь домой, подрабатывает в такси, забирая лишь те заказы, которые лежат по пути домой.

— Бывает задерживаюсь на работе и поэтому таксовать приходится в довольно позднее время. Один раз был случай, когда подвозила мужчину, который всю дорогу меня спрашивал не страшно ли мне, молодой и красивой девушке, таксовать в такой темноте, а вдруг он маньяк и далее в таком роде… Конечно, внутри у меня все сжалось от страха, но виду не показала. Сказала ему, что я хороший человек, значит и притягиваю к себе подобных, поэтому он не может быть маньяком. Долго он меня еще страшилками всякими пугал о том, как опасен современный мир, но в конце концов, когда выходил, взял обещание, что я сейчас же поеду домой и больше не буду ездить по ночам. В тот раз так и сделала — сразу помчалась домой, так сказать, подальше от греха.

Сесть за руль такси представительницы прекрасного пола решаются не только от желания заработать, но и от влюбленности в процесс вождения и общения с людьми.

— Я давно изучаю психологию, поэтому всегда чувствую своих пассажиров буквально с первых минут. Если человек настроен на разговор, я всегда поддержу беседу, могу выслушать и даже дать совет. В итоге мои пассажиры после такой поездки выходят с легкой душой и с хорошим настроением. Но бывают и такие, которые просто сливают весь накопившийся негатив на меня. В таких случаях стараюсь не реагировать, потому что все мы люди и жизненные ситуации бывают разные, — делится со мной таксистка Надя.

— Я очень общительная по своей природе, поэтому тоже обожаю поговорить с клиентами, хотя общение не навязываю, если человек хочет помолчать. Но свою работу я больше всего люблю за ощущение вечного движения и полной свободы. Вожу я автомобиль уверенно и, признаюсь честно, без клиентов иногда люблю погонять. Потом, правда, получаю «письма счастья» от гаишников, которые перед оплатой читаю и плачу, — рассказывает, смеясь, Света.

— Какой совет дадите женщинам, которые только собираются вступить в ряды таксистов? — спрашиваю я своих собеседниц.

— Стараться оставаться хладнокровными в любых стрессовых ситуациях, полностью выключая эмоции. Быть предельно внимательными на дороге и к своим клиентам, и ни в коем случае не давать себя никому обижать. Всегда безоговорочно верить в себя и помнить, что женщины в такси — это не только безопасно, но и очень красиво!

Автор: Елена Кокорина