Итак, о Врубеле.
В один из дней уже мы с детьми втроём пошли в Третьяковку "на Врубеля". Мы уже были там, ходили "на Васнецова и Шишкина", Васнецов и Шишкин детям понятны, но лично меня не втыкают. Будний день (дети ещё дошкольники), народу немного. Разоблачаемся но не вступаем, однако в начало экспозиции, а идём туда, откуда народ выходит. Врубель на первом этаже и относительно Васнецова и Шишкина в другой стороне, но к нему идти тоже гораздо ближе навстречу потоку... Просимся, предъявъявляем КирРояла, способную сгенерировать только "Убий" - так у неё Врубель звучал тогда.
Сразу бросается в глаза "Принцесса Грёза" - величественное по размерам полотно, эскиз к мозаике гостиницы "Метрополь". Золотоволосая девушка в розовом парит в голубом небе, сама почти такая же бесплотная, как окружающий её воздух. Да, все мы грезим иногда, но у всех ли грёзы так прекрасны, как эта?
Вообще-то наша главная цель - Царевна-Лебедь. Сказку мы зачитали до дыр, и жаждем именно её. Вот она. Какая-то неземная красота, если перья заменить на оклад - получится Богородица византийского письма со скорбными глазами мученицы. (Кстати, а какие должны быть глаза у Царевны-Лебеди? Гвидон куражился и кочевряжился, требуя то того, то этого, и даже женился на ней, чтобы добиться-таки встречи с нерадивым папашей!) Всего этого я, однако, не говорю, мы вспоминаем слова из сказки о царе Салтане, когда вдруг неожиданно Софронида интересуется :
- А чегой-то она такая чёрная? Она же лебедь?
Да, у жены художника явно был загар из Ниццы! Выкручиваюсь - остров Буян где? в океане! там всегда тепло, вот она и загорела, будучи целый день на воздухе.
Идём дальше. "Гадалка". Пёстрая, яркая картина. Она не раскручена, как остальные, но мне нравится.
С ней перекликается "Испания", похожая на жаркий полдень. Умная Софокл назвала их сёстрами...
"Пан". Смуглый седой старик с удивительными, одновременно наивными и лукавыми, какими-то по-детски голубыми глазами. Он смотрит, будто вот-вот подмигнёт: давай-ка похулиганим! Рассказываю детям про Пана и нимфу Сирингу, именем которой названа тростниковая флейта, что у Пана в руках.
"Сидящего демона" я оставляю напоследок. Это моё любимое полотно. Глаза, чёрные и жгучие, как угли, обращены не на зрителя, а внутрь себя. Как будто он вспоминает
...когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила обменяться с ним.
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья,
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый,
И много, много... и всего
Припомнить не имел он силы.
Лермонтов - мой любимый поэт, я рассказываю детям историю Демона, читаю стихи из поэмы по памяти.
Я очень не люблю "Демона поверженного", даже не смотрю в ту сторону.
Чувствую, что они "спеклись" и пора уже домой.
Что отложится у дочек от этого похода? Не знаю, мне просто хочется, чтобы у них был художественный вкус, и всё.
***
В феврале 2022го Врубеля выставляли на Крымском Валу, мы опять ходили, там были картины из собраний других музеев, много эскизов, а также демонстрировался фильм о художнике и его жене Надежде Забеле, истории его болезни... А какие страшные портреты он писал в психлечебнице! Сорри, умолкаю. Вот у себя фотки нашла. Триптих Фауст и Волхова
Спасибо за внимание!