Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: black metal
Страна: Украина
Лейбл: Dub Buk Katafrakt
Дата выхода: 5 февраля 2023
Украинская команда Burshtyn (укр. “бурштин” или “бурштын”, что означает “янтарь”) существует с 2015 года. Она успела привлечь к себе заинтересованные взгляды ценителей качественного блэк-метала в целом и харьковской «темной» сцены в частности. В состав формации входят опытные музыканты, успевшие отметиться в Dub Buk, Сокира Перуна, Святогор, Триглав, Hate Forest и других видных коллективах.
Burshtyn вполне органично сочетает элементы украинского блэка с его воинственностью, бескомпромиссной яростью, этнической жилой и стойкой антихристианской позицией, но при этом может составить серьезную конкуренцию представителям блэка европейского и привнести в жанр толику разнообразия. Еще одним весомым доказательством тому стал их новейший, четвертый по счету студийный альбом — “Апокриф”. Прежде чем проникнуться содержанием, стоит вспомнить само определение этого слова.
Апокриф — это произведение религиозной литературы (иудейской и христианской), посвященное событиям и лицам священной и церковной истории, но при этом не включенное церковью в канон. На Руси апокрифы называли “отреченными”или “отвергнутыми” книгами. Они были лишены авторитета, а подчас и вовсе запрещены. Что, впрочем, не мешало им пользоваться определенной востребованностью. В контексте нового альбома Burshtyn представили апокриф собственного сочинения, от начала и до конца пропитанный ненавистью к христианской церкви с ее лукавым умением втереться в доверие, с ее влиянием на умы и стремлением искоренить языческие памятники.
Все это оказало влияние и на сам материал. На фоне своего предшественника под названием Чортория (2020) новый релиз выглядит подчеркнуто брутальным и мрачным. Живописные фольклорные мотивы уступили место буйствующей агрессии и изощренной ненависти. Шесть идеально подогнанных друг к другу треков (в том числе и по хронометражу) общей продолжительностью в сорок с небольшим минут обещают мощную шквалистую атаку в лучших традициях Dark Funeral или Marduk.
И так же, как и эти гранды блэк-метала, Burshtyn без труда удерживают слушателя в состоянии свирепого возбуждения, атакуя его смертоносной стеной звука, созданной из бронебойных бластбитов, ураганных тремоло-риффов и пронизывающего, захлебывающегося яростью скриминга.
Но это далеко не все. При всей своей неистовости материал не лишен художественности: гитарные партии отличаются суровым мелодизмом и рельефностью, среднетемповые эпизоды с ходу вовлекают в бравурный воинственный марш, а тонкая, можно сказать, аккуратная работа над аранжировками придала каждой из композиций индивидуальность и логическую завершенность.
Здесь все так же можно уловить красочные фолковые проигрыши (“Блюзнiр”), чтобы вскоре утонуть в пучине затягивающей сокрушительной ярости (“Немiч власних катакомб”), проникнуться нечестивой надменностью (“Тартюф”) и суровой поэтичностью (“Архонтам кровi”), почувствовать зловещее дыхание смерти и раствориться в жесточайшей резне (“Псальми згарищ, Псальми ям”), подняться до пределов могучего эпоса (“Гонтина”) с будоражащими неоклассическими пассажами и апокалиптическими духовыми.
Исключительное качество исполнения и звучания — еще один несомненный плюс Burshtyn. Впрочем, те, кто не понаслышке знаком с предыдущими работами группы, знают, что харьковчане не позволяют себе создавать музыку ниже установленного высокого уровня. Апокриф — это монолитное и основательное произведение, не лишенное оригинальности и жестокого очарования. Несмотря на целостность альбома и его дикий заразительный нрав, мы видим, что над ним проведена мастерская работа, причем необычайно легкими штрихами. Одно из тех произведений, которые ввиду географических особенностей привносят новую жизнь и новую искру в, казалось бы, столь консервативный и замкнутый жанр, как блэк-метал, без разрушения его основ.
Рецензия опубликована в онлайн-журнале Darker №3, март 2023 https://darkermagazine.ru/page/apokrificheskoe-bogohulstvo