Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Дежурный по планете. Что даёт России пост председателя Совбеза ООН?

   Дежурный по планете. Что даёт России пост председателя Совбеза ООН?
Дежурный по планете. Что даёт России пост председателя Совбеза ООН?

С 1 апреля Россия на месяц стала председателем Совета безопасности ООН — можно сказать, «дежурным по планете». Даёт ли это какие-то привилегии? Каков сегодня расклад сил в главной международной организации, и получится ли у США лишить Россию влияния в ней?

Об этом aif.ru поговорил с бывшим замминистра иностранных дел РФ, заместителем генерального секретаря ООН в 2002-2011 гг., Чрезвычайным и полномочным послом России Сергеем Орджоникидзе.

Вот вам наша повестка

Виталий Цепляев, aif.ru: Сергей Александрович, может ли Россия как председатель СБ ООН провести выгодные ей решения?

Сергей Орджоникидзе: Формально председательство в Совете — чисто процедурная должность. Но фактически её можно использовать для проведения своей внешнеполитической линии. Многие члены СБ ООН этой должностью, когда до них доходит очередь, так и пользуются. Россия тоже сможет включать в повестку дня вопросы, которые ее сейчас интересуют больше всего, отражают ее видение международных проблем. Но то, какие решения принимаются или не принимаются, от председателя уже не зависит. У России при голосовании будет тот же голос, что и всегда.

— Похоже, уже давно Совбез ООН не способен договориться по многим ключевым вопросам. Потому что на проекты его решений накладывают вето либо Россия, либо США.

— Так было почти всегда, с самого основания ООН. Хотя были исключения. Например, когда СССР и США смогли договориться по Ближнему Востоку, и была принята резолюция № 242, которая до сих пор служит основой арабо-израильского урегулирования. Мы нашли общий язык и по космосу, и по морским вопросам, и по статусу Антарктиды. Когда в российско-американских отношениях возникал какой-то просвет, две страны и в ООН приходили к компромиссу. Но чем дальше отношения заходили в тупик, тем более тяжелыми были дискуссии и на этой площадке.

— ООН много раз направляла миротворческие силы в горячие точки. А если кто-нибудь выдвинет идею послать «голубые каски» на Украину — такое возможно?

— Там, где ведутся масштабные боевые действия, миротворцы вряд ли окажутся. Тем более, если в конфликте так или иначе участвуют две страны — члены Совбеза ООН, Россия и США. Ни россияне, ни американцы на это никогда не согласятся... Миротворческие миссии Организация объединенных наций обычно отправляла в те страны, где шла гражданская война, чтобы предотвратить гибель мирных жителей. Чаще всего, это были африканские страны. И Россия своих военных туда часто направляла. А вот США всегда отказывались.

— Почему?

— Они говорили, что американские военные не могут подчиняться иностранцам. Миротворцами же всегда командовал представитель какой-нибудь нейтральной страны.

Скупка голосов оптом

— При голосовании в ООН Китай или Индия, с населением под полтора миллиарда в каждом из этих государств, «весят» столько же, сколько, например, крошечная Микронезия, где живет чуть больше 100 тыс. человек. Справедлив ли принцип «одна страна — один голос»?

— С этим ничего не поделаешь — этот принцип заложен в основу ООН. Когда организация только учреждалась, в нее вошли относительно крупные государства Европы, Азии, Латинской Америки. Но потом количество новых стран-членов стало бурно расти. И Советский Союз тоже приложил к этому руку, когда в 1960 г. предложил принять Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Все эти бывшие колонии, в основном африканские, пополнили ооновскую семью. И теперь они не позволят принять ни одно решение, которое ущемит их права. Голос, который им однажды дали, у них уже не отнимешь.

— Нетрудно заметить, что эти маленькие страны по той же украинской тематике голосуют в основном так, как хотят в Вашингтоне.

— А чему тут удивляться? Мне в личных беседах представители некоторых развивающихся стран откровенно рассказывали, как к ним приходили американские дипломаты и говорили: хотите получить денежки — помогите нам принять такое-то решение.

— То есть речь шла о скупке голосов?

— Именно. Причем американцы всегда это делали мастерски, потому что у них на это хватало ресурсов. Мы-то в основном старались идейно убеждать и склонять на свою сторону... Потом мои знакомые чуть ли не извинялись за то, что проголосовали так, как их просили «вашингтонские товарищи». Мол, мы совсем не хотели вас, русских, обижать — но на нас так давят, что деваться некуда было.

— Сербия, которая проголосовала за антироссийскую резолюцию на годовщину СВО, тоже оказалась в таком положении?

— Ну, если больше 70% экономики Сербии завязано на Евросоюз, то что вы от нее хотите? Конечно, их дожмут, у меня нет никаких сомнений в этом. Американцы же давно пытаются Белград от нас оградить. Причем иногда в буквальном смысле. Немногие, наверное, знают: когда натовцы собирались бомбить Югославию в 1999 году, мы думали как-то ей помочь, поставить туда комплексы ПВО С-300. Этот план обсуждался на совещании у Ельцина. Но оказалось, что американцы заранее договорились с венграми и румынами и перекрыли свое воздушное пространство. Поэтому переправить сербам ракеты мы никак не могли.

— Если бы голосование в ООН сделали тайным, расклад сил сильно изменился бы?

— Он был бы совсем другим, я в этом уверен. И даже не потому, что многие страны сочувствуют России, а потому, что они не любят США. Когда вы приватно общаетесь, например, с латиноамериканским дипломатом, будьте уверены — какую-нибудь бяку в адрес Штатов он наверняка выскажет. Потому что за предыдущие века от них там натерпелись. Американцев многие в мире не любят за бесцеремонность, за ковбойский стиль во внешней политике. Конечно, когда до распада СССР им противостоял социалистический лагерь, когда в центре Европы стояла полумиллионная армия, в том числе с ядерным оружием в ГДР, они так себя не вели. И развивающиеся страны тогда чаще нас поддерживали. Так что в те времена США могли привлечь на свою сторону максимум 30-35 голосов, а не 130-140, как сейчас.

Штаты нас не объедут

— Как вы думаете, может ли в 21-м веке сложиться новая двухполярная модель, с США и Китаем во главе? Ведь сегодня это две самые крупные экономики мира. А Россия в этой конструкции, видимо, будет заодно с Китаем.

— Пока эта модель не сложилась. Получится ли? Посмотрим... Задачей американской геополитики всегда было разделить Россию с Китаем. При том, что Мао Цзедун предлагал Сталину объединиться с Советским Союзом. Если бы Сталин это предложение принял, американцев бы, наверное, удар хватил. Но нынешняя администрация в Вашингтоне сделала все возможное, чтобы нас с китайцами, наоборот, сблизить... Хотя в наших отношениях всякое бывало, и непростые периоды тоже были. Например, когда в 1979 году шла война Китая с дружественным нам Вьетнамом, китайские войска чуть до Ханоя не дошли. И тогда Брежнев сделал короткое заявление: «Советский Союз призывает китайское руководство остановиться, пока не поздно». После чего мы демонстративно открыли шахты баллистических ракет. Американцы об этом узнали и китайцам моментально сообщили. Китай тут же отвел свои войска из Вьетнама. Вот как одной фразой иногда можно решать сложные мировые проблемы.

— Зато сегодня с Китаем у нас, похоже, полное взаимопонимание. И не только на уровне высшего руководства, но и на самом что ни на есть народном уровне — китайцы и «Подмосковные вечера» до сих пор напевают, и поток туристов из КНР бешено рос в последние годы, пока пандемия не грянула...

— Безусловно. Сегодня у нас отношения даже более высокого уровня, чем просто партнерские и союзнические — и это подчеркивают обе стороны. Вспомните, что сказал Си Цзиньпин при расставании с нашим президентом, когда завершал свой недавний визит в Москву: «Сейчас идут перемены, которых не было в течение 100 лет. Когда мы вместе, то мы двигаем эти перемены». Эта фраза говорит о многом.

— Возвращаясь к проблемам ООН: могут ли США реформировать эту организацию так, чтобы Россия им там не мешала?

— Нет, это невозможно. Ведь по сути мы с американцами и были отцами-основателями организации, когда после войны писали ее устав. И тогда специально решили, что без одобрения всех постоянных членов ничего поменять в этой конструкции нельзя. Чтобы изменить устав ООН, генассамблея должна принять двумя третями голосов резолюцию о созыве специальной сессии. На специальной сессии тоже нужно две трети голосов, чтобы принять поправки в устав. А потом эти поправки должны быть ратифицированы, в том числе, всеми постоянными членами Совета безопасности. И если хотя бы один из них против, поправки принять нельзя. Так что американцы, конечно, сейчас мучаются, ломают голову, как бы им Россию в ООН «объехать». Но ничего сделать не могут.

— А выйти из ООН вместе с союзниками и создать где-то «сбоку» альтернативную международную структуру, где им уже никто не будет мешать, они не могут?

— Гипотетически, наверное, могут. Но какой в этом смысл? Это же будет какое-то подобие Евросоюза или НАТО. Против кого они внутри себя будут дружить? Если эта международная организация не будет включать в себя ни Россию, ни Китай, ни Индию (а они, я уверен, из ООН никуда выходить не будут), то какой будет легитимность у её решений? Нулевой.

— Американские власти регулярно отказывают в визе российским и другим дипломатам, направляющимся на мероприятия ООН. Перенести штаб-квартиру из Нью-Йорка в другую страну не пробовали?

— Пробовали. И резолюцию на эту тему готовили. Хрущев даже предлагал разместить штаб-квартиру ООН в Советском Союзе... Но посчитали и прослезились — это бы стоило бешеных денег. Только на постройку здания нужно несколько миллиардов долларов. Помню, однажды я уговаривал власти Швейцарии хотя бы одну сессию генассамблеи провести у себя, пока шел ремонт в нью-йоркской штаб-квартире. Но они отказались, объяснив, что не в состоянии одновременно принять несколько тысяч делегатов.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц