Думаю, многие владельцы моторной техники (будь то старенький "Жигулёнок", мотоцикл, мопед, да хоть просто скутер) задумывались над тем, как сделать своё транспортное средство порезвее та побыстрее. Так вот сегодня мы об этом и поговорим.
Я думаю, что также многие обращали внимание на то, что при одном и том же рабочем объёме двигателя, разные двигатели имеют разную мощность. Например, мотоцикл BMW S 1000 R при рабочем объёме двигателя в 999 см³ развивает максимальную мощность в 165 Л.С., а тот же советский "Днепр МТ" рабочим объёмом в 1,5 раза меньше (650см³) имеет мощность уже в 4,6 раза меньше (36 Л.С.).
Из этого можно посчитать, что BMW S 1000 R выдаёт 165 лс/л, а Днепр МТ - 55 лс/л.
Да, конечно, вы скажете: "как можно сравнивать мотоциклы разных эпох, времён и веков?" Но в этом-то и суть, что технологии и опыт моторостроения разные.
Ну а так что, всё-таки, влияет на мощность двигателя помимо его рабочего объёма?
А влияет на это много факторов:
• степень сжатия;
• качество продувки цилиндра, на что влияет размер клапанов и продувочных каналов;
• пропускная способность не только каналов, но и самого карбюратора (а мы говорим именно про карбюраторные мотоциклы, мопеды, скутера, снегоходы, мотобуксировщики и т.п.);
• масса подвижных деталей такие, как коленвал, распредвал и другие детали ГРМ (коромысла, толкатели, штанги, клапана и т.д.), имеющие немаленькую инерцию, которая отрицательно влияет на динамические характеристики двигателя.
Ну, в принципе, кратко теорию я рассказал, и поэтому давайте поговорим ближе к делу.
● Самым простой и, пожалуй, самой распространённой доработкой является именно растачивание впускных и выпускных каналов ГБЦ.
● После расточки каналов потребуется и более производительный карбюратор. Например, если до этого стоял с диффузором 20 мм, потребуется 22-24 мм. На смену 25 мм придёт 28-30 мм. Ну и т.д.
● Увеличение степени сжатия достигается путём стачивания металла с ГБЦ или цилиндра.
В основном это производится на фрезерном или шлифовальном станке. Реже на токарном.
● Облегчение клапанов. Стачивание в правильном месте металла с клапанов, не только уменьшает их массу и инерцию, но и улучшает качество продувки цилиндра.
ВАЖНО не перестараться и не снять слишком много металла с клапанов, так как если клапан будет слишком тонкий, он будет плохо отводить тепло, тем самым, сильно перегреваясь. В результате чего он просто сломается, что повлечёт за собой не только заменау клапана, но и частичный ремонт двигателя.
● Облегчение подвижных деталей двигателя.
На двигателях мотоциклов и мопедов, особо, облегчать-то и нечего, так как там нет массивного коленвала или маховика.
• А вот для двигателя мотоблока это очень важно, так как он имеет массивный чугунный маховик, который после доработки двигателя, часто просто ломает коленвал на высоких оборотов.
Дело в том, что он не имеет качественной балансировки, но зато обладает хорошей массой, так как изначально не был сделан для высоких оборотов. Но а после доработки двигателя, нам эта масса мешает, и даже вредит! Поэтому его нужно заменить на более лёгкий. Для этого даже есть уже готовое решение - легкосплавный маховик.
• Правда, у нас, в постсоветском пространстве я не встречал такого, поэтому можно установить маховик от скутера.
Конечно, нужно будет прибегнуть к токарным работам, но это всё равно даже лучше "готового варианта":
• во-первых, суммарно дешевле выйдет, так как на американских сайтах эти готовые наборы для доработки двигателей стоят как сам мотор. А у нас их и вообще нет.
•Во-вторых, при установке маховика от скутера/мопеда у нас будет ещё и генератор на 150 Вт, от которого можно запитывать электроприборы на технике, где установлен двигатель.
• В-третьих, появится изменямый угол опережения зажигания, как на всей "правильной" технике.
После установки и настройки зажигания двигатель будет работать лучше и намного легче и охотнее набирать обороты. При этом мы не будем бояться, что с двигателем что-то случится, как это было бы с тяжёлым родным маховиком.
● Но желательно, доработка мотора должна быть комплексной.
По отдельности от одного лишь облегчения клапанов, расточки каналов или увеличения степени сжатия эффект будет не сильно огромным.
А вот вместе все эти доработки дадут огромную разницу того, что было, и того, что стало.
Конечно, эта статья не раскрывает данную тему полностью, а только лишь поверхностно. Она адресована тем, кто хочет узнать принципы и основы доработок двигателя. И если Вы хотите, мы можем рассмотреть данную тему намного глубже и подробнее.
И если Вы дочитали статью до этого момента, значит Вам было это интересно! А ещё лучше, если эта информация была для Вас хоть чуть-чуть полезной. И если это так, то обязательно подписывайтесь на мой канал, так как впереди Вас ждёт ещё больше интересного! И да, не только тематика двигателей, но и самодельная техника, а также различные опыты и эксперименты различных тематик. Так что, уверяю Вас, будет интересно!
Спасибо и удачи Вам!