Президент Грузии Саломе Зурабишвили, выступая в парламенте, обвинила правящую партию «Грузинская мечта» в изменении прозападного курса страны и попытках убедить население в том, что Европа противоречит национальным интересам страны. По её словам, «преображение внешней политики» страны «началось с 2021 года, и стало причиной того, что Грузия не получила статус кандидата на вступление в Евросоюз в июне 2022 года». Статус был предоставлен Украине и Молдавии.
В то же время Зурабишвили отметила, что в этом есть вина оппозиции «из-за нескончаемых объявлений бойкотов и порчи дела вредоносными для страны посылами в Брюссель и США». То есть, согласно предложенной логике, как правящая партия, так и силы оппозиции по разным причинам и с разными целями помешали Грузии двигаться в сторону ЕС, и Зурабишвили является единственной, кто выступает с позиции так называемой «третьей силы», ориентированной на Брюссель.
С Зурабишвили можно в чём-то согласиться. Грузия действительно стала смещать в своей внешней политике фокус с уровня евроглобализации на региональное взаимодействие. Тому способствует ряд факторов геополитического свойства. После блокады России со стороны Запада из-за украинского кризиса, роль Грузии как транзитного государства для грузоперевозок и энергетических поставок для России стала заметно возрастать, тогда как вступление Грузии в ЕС теряет для Тбилиси былое значение.
Ещё по теме
При этом с Юга надвигается китайский проект «Один пояс-один путь». В таких геополитических условиях пересмотр внешнеполитической стратегии Грузии выглядит естественно. Не случайно данные соцопросов показывают, что евроинтеграция Грузии пользуется все меньшей поддержкой среди населения. Наряду с утратой в стане влияния прозападных партий либерального толка и проповедуемых ими ценностных ориентиров. Поэтому, когда Зурабишвили говорит, что «европейские ценности находятся в полном соответствии с грузинскими ценностями», она лукавит. Но дело не только в этом.
Президент Грузии своё выступление в парламенте почему-то решила строить на основе недавно представленного доклада Госдепа США о положении с правами человека в мире за 2022 год, в котором Тбилиси обвиняется в нарушениях прав человека, подавлении свободы слова и действующих на западные гранты НПО. Грузии грозят санкциями. Тем не менее, лидеры партии «Консервативное движение» считают, что «Запад в Грузии окончен». По их словам, антизападные настроения уже настолько ярко выражены, что с этим ничего не могут поделать ни посол США, ни посол Евросоюза, ни другие прозападные силы, присутствующие в стране.
Обратим внимание, что российско-грузинский товарооборот в 2022 г. вырос на 50% по сравнению с показателями 2021 года, составив 2,5 млрд долларов — новый рекорд в двусторонней торговле. В январе 2023 года Россия впервые вышла на первое место среди торговых партнеров Грузии, обойдя Турцию; ее доля в грузинском экспорте-импорте достигла 18% (263,6 млн долларов). И происходит это без громких политических заявлений, если не считать отказ Грузии участвовать в антироссийских санкциях и нежелание быть втянутой из-за Украины в войну с Россией.
Глава МИД России Сергей Лавров считает позицию Тбилиси мужественной. По его словам, власти Грузии руководствуются национальными, а не западными интересами. За всем этим стоит стремление Тбилиси проводить собственную, а не продиктованную западными партнерами политику.
В итоге по факту Грузия теряет на Западе союзников, как и Запад Грузию. Более того, она также по факту перестает, в отличие от Армении и Азербайджана, участвовать в глобальной политике. Еще недавно такой ход событий не предполагали многие эксперты. Но это уже официально фиксирует Зурабишвили. Теперь Тбилиси важно отложить в сторону трудно разрешимые политические вопросы с Россией и вступить на путь возобновления с ней дипломатических отношений и позиционировать себя как успешное региональное государство, нацеленное на соблюдение национальных интересов и взаимовыгодное сотрудничество со всеми.