В этом году собираем богатый урожай полувековых юбиляров среди культовых альбомов. «Houses of the Holy» — один из них. Да, он немного запутан и где-то чересчур эклектичен. Да, он заметно отличается от того, что Led Zeppelin делали раньше. За что некоторые до сих пор его не простили.
«Houses of the Holy» был ДРУГИМ — по воле авторов и целенаправленно.
Понятно, что первые четыре альбома Led Zeppelin — классика, и можно вечно спорить, какой из них круче. Казалось бы, что ещё можно было сделать после «Stairway To Heaven»? В какие выси вознестись?
После гастрольного чёса, на фоне постоянной необходимости выпекать хитовые альбомы и завышенных требований Led Zeppelin тоже имели право расслабиться. Выдохнуть. Сходить в паб или на футбол. И напомнить всем, что они вообще-то тоже хотят повеселиться.
К 1972 году Led Zeppelin стремились вырваться из тесных студий куда-нибудь на природу. Работа над альбомом началась в апреле 1972 года в поместье Мика Джаггера в Хэмпшире, где находилась знаменитая мобильная студия «Роллинг Стоунз».
Джимми Пейдж вспоминал: «Когда мы отправились туда, у нас не было готовых вещей. Мы собрали идеи, которые были у каждого. Нужно было просто собраться и позволить им реализоваться».
Сам Пейдж приходил с идеями песен, заранее проработанными в его домашней студии. Одна из них открыла альбом — и стала одним из самых впечатляющих достижений Led Zeppelin. Мини-сюита «The Song Remains The Same» сначала была лишь инструментальной увертюрой для другого трека. Но Роберт Плант вовремя распознал её потенциал — и написал текст о дорожных приключениях группы.
Джордж Харрисон заглянул в качестве гостя на вечеринку по случаю 25-летия Джона Бонэма. После трёхчасового концерта группы в Лос-Анджелесе впечатленный экс-битл приветствовал группу за кулисами. И как-то заявил Джимми Пейджу: «Ваша проблема, ребята, в том, что вы не пишете баллады».
Вызов был принят! «The Rain Song» стала ответом на это замечание. Тягучие звуки скрипки и виолончели Джон Пол Джонс извлёк из меллотрона — громоздкого, примитивного синтезатора, который использовали ещё «Битлз» и The Moody Blues:
Минорные аккорды «Песни дождя» сменяются ярким риффом акустической гитары в «Over The Hills and Far Away». Который звучит, пока в дело не вступит тяжелая артиллерия — Джон Бонэм и Джон Пол Джонс:
Всё шло отлично, но дальше начинаются сложности! Завершающий трек первой стороны «The Crunge» служит предметом споров. Трек родился в результате спонтанного джема. Джон Бонэм нащупал бит в далеко не стандартном тактовом размере 9/8, который натолкнул Джона Пола Джонса на фанковую басовую партию. Джимми Пейджу и Роберту Планту оставалось только присоединиться и сымитировать Джеймса Брауна:
Вторую сторону пластинки открывает отличная рок-песня «Dancing Days» с гитарным риффом Джимми Пейджа. Есть в этой песне что-то опережающее время. Словно она прилетела из 1990-х. В этих угловатых аккордах ощутима надломленная красота записей таких групп, как Soundgarden и Pearl Jam:
Дальше — опять спотыкаемся на треке, который не характерен для Led Zeppelin. Ну хорошо, ради шутки поиграли в регги... Но зачем помещать ЭТО в альбом, даже заглавный трек которого был отложен в сторону? «D'yer Mak'er» была явной имитация ямайской музыки в то время, когда стиль регги ещё не был особенно популярен среди рокеров. Джимми Пейдж и Роберт Плант ценили его. Джон Бонэм — терпеть не мог.
Но вообще «D'yer Mak'er» хороша уже тем, что резко выделяется из общего ряда! Чем не поп-хит от Led Zeppelin?
После случайного джема — опять безусловный шедевр, блестящий контрапункт ко всему остальному на альбоме. «No Quarter» переносит «Houses Of The Holy» из области дневного света в арктический мрак. За эпопею о загадочной процессии в снегу стоит поблагодарить Джона Пола Джонса, который никогда не выпячивал себя, но неизменно делал удивительные вещи:
На заключительном треке альбома Джимми Пейдж исполнил один из знаковых гитарных риффов в своей карьере. «The Ocean» была не просто риффом — это демонстрация возможностей группы, которая отлично провела время, идеальное завершение альбома. Волна цунами, сметающая береговую линию:
Так всё-таки, хорош этот альбом или это недоразумение? Мне он нравится как раз своей ироничностью. «Houses Of The Holy» — звук счастливой группы, вступающей в имперскую фазу перед тем, как на них навалятся усталость, цинизм и тяжёлые наркотики. Как ни странно, это последний «невинный» альбом Led Zeppelin. Если вообще что-либо в них можно назвать невинным.
Пока критики спорили, пластинка заняла первые места в хит-парадах по обе стороны Атлантики. Тур, который менеджер Питер Грант организовал для группы, был самым масштабным в их истории. Путешествие по Соединенным Штатам от побережья до побережья побили все рекорды посещаемости. Led Zeppelin гоняли по стране на арендованном самолёте.
Скоро их история окрасится в мрачные тона. Но в тот момент светило солнце, дорога казалась безоблачной и бесконечной. «Houses Of The Holy» помог Led Zeppelin стать величайшей рок-н-ролльной группой в мире. С точки зрения наэлектризованной изобретательности, экспериментов и чистого азарта, это, может быть, самый цепеллиновский альбом в истории.
Спасибо за внимание!