В связи с надвигавшейся войной с Германским Рейхом в Санкт-Петербургском военном округе и самом Санкт-Петербурге в 1911 году создали первые специализированные подразделения по противодействию военному шпионажу.
Это были довольно сырые подразделения, которые больше носили функцию парадных. Вот типа создали, работают, результат будет! Знакомо?
Опыта агентурной работы у бывших вояк не было. А именно из них и создавали военную контрразведку. С кем общались в то время военные? С лавочниками, денщиками, проститутками, официантами.
Вот из них и создавался первый агентурный аппарат. Слабый, зачуханный, но зато, на него можно надавить:
- «Лучший способ завязки сношений с лицами, могущими оказать услуги, — говорилось в Положении о контрразведывательных отделениях 1911 г., — поставить намеченное лицо в ту или иную зависимость от себя, приняв во внимание отрицательные качества намеченного лица…» - Российский государственный военно-исторический архив (далее — РГВИА). — Ф. 2000. — Оп. 14. —Д. 10. — Л. 14.
Первые оперработники-контрразведчики делали что могли. Они слабо разбирались в методах работы с агентурой, психологии, способах закрепления конфиденциального сотрудничества, проверки агентуры и информационной работы.
Зато они хорошо понимали как вербануть человека, и заставить того носить агентурные донесения. На тот период этого было достаточно.
Этот агентурный аппарат стал приносить оперативно-ценную информацию. Начальство довольно и операм с агентами стали выделять средства на конспиративные квартиры. Начальство приобрело три квартиры в Санкт-Петербурге, от которых остались адреса:
- Виленский пер., 3, кв. 16
- ул. Введенская, 12, кв. 52
- Басков пер., 32
Именно на этих квартирах принималась вся агентура. Оперработники докладывали начальству о графике встреч с агентами и те подписывали их. При этом строго следили, чтобы агентура не могла встретиться около консквартир. Это было важно, так как начальство жмотилось на оперативные расходы. На год выделялось всего 1200 рублей для содержателей конспиративных квартир. Этих средств хватало только на три квартиры в Санкт-Петербурге, где средняя стоимость квартиры в аренду была от 25 до 40 рублей ежемесячно.
При этом на агентуру выделялась отдельная сумма. Так, в городском отделении военной контрразведки Санкт-Петербурга на 1912 год состояло 60 агентов. Всем им выплачивалось ежемесячное денежное содержание - от 3 до 200 рублей. Ни о какой патриотической основе вербовки как во времена КГБ СССР речи не шло. Кроме ежемесячного содержания агентура получала единовременные денежные выплаты за предоставленную информацию, имевшую оперативную реализацию.
В среднем:
- 15 % агентуры получало по 200 рублей ежемесячно
- 45 % агентуры до 90 рублей
- 40 % до 20 рублей
При этом, как обычно водится в полиции высокооплачиваемая агентура не была подкормкой оперработников, отдавая им часть жалования. Это были так называемые "маршрутники". То есть, агенты выезжавшие за рубеж по заданию контрразведки, вслед за объектами наблюдения. В том числе, в приграничные районы. Их деятельность была сопряжена с реальной опасностью и поэтому высокая оплата вполне обоснована.
Таким образом, военная контрразведка Петербургского военного округа к началу Первой мировой войны смогла за короткий срок создать вполне достойный и эффективный агентурный аппарат. Хотя он не смог пресечь деятельность резидентуры немецких спецслужб, но зато поставлял разнообразную информацию о деятельности сотрудников военных аташшатов иностранных государств. На тот момент этого было достаточно.
- Материал подготовлен на основе статьи Вадима Олеговича Зверева Создание агентурного аппарата военной контрразведки Санкт-Петербурга и Петербургского военного округа (1911-1913 гг.).
Статья по теме:
Подписывайтесь на канал. Узнаете много конкретных фактов, на основе научных источников о деятельности спецслужб.