Летом 1971 года профессор Стэнфордского университета Филип Зимбардо организовал один из самых известных и скандальных экспериментов в современной психологии. В ходе эксперимента доктор Зимбардо исследовал реакцию человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной поведенческой модели. Для чего он набрал добровольцев из числа студентов университета, заплатив им по $15 за каждый день эксперимента.
Финансирование эксперимента осуществлялось Управлением военно-морских исследований США, которое хотело изучить причины конфликтов между военными охранниками и заключёнными в ведомственных тюрьмах, для практического впоследствии применения в соответствующих подразделениях Военно-Морских сил и Корпуса морской пехоты.
Эксперимент проводился в подвале университетского здания, где были обустроены 3 тюремные камеры, каждая на трёх заключённых, кладовка, игравшая роль камеры одиночного заключения, и коридор. Все участники были случайным образом поделены на охранников и заключённых. Для эксперимента была привлечена даже местная полиция, которая студентов, игравших роль заключённых, забрала прямо из их домов по обвинению в вооружённом ограблении и отвезла в импровизированную тюрьму.
По плану доктора Зимбардо эксперимент должен был продолжаться в течение двух недель, однако уже на пятый день он абсолютно вышел из-под контроля, а на шестой день был досрочно завершён.
Впоследствии доктор Зимбардо изложил эти события в своей книге, которую он назвал "Эффект Люцифера" и опубликовал в 2007 году. Именно эта книга и легла в основу данного фильма.
Кинематографисты уже не первый раз экранизируют эти события. Первой попыткой стал немецкий фильм режиссёра Оливера Хиршбигеля "Эксперимент" (Das Experiment, 2000) с Морицом Бляйбтроем в главной роли, фильм получили очень лестные оценки от критиков и зрителей и был весьма успешен в финансовом отношении. Позже в Голливуде был снят его ремейк под тем же названием "Эксперимент" (The Experiment, 2010) с Эдрианом Броуди и Форестом Уитакером. Но эти фильмы были сняты по мотивам реальных событий основываясь на книге Марио Джордано «Черный ящик» (Black Box, 1999).
Фильм, который бы рассказал реальную историю этого эксперимента, был анонсирован ещё в 2002 году. Тогда продюсер Брент Эмери (Осквернители могил, 2006) нанял Тима Тэлботта (мультсериал Южный Парк, 1997-...) для написания сценария. Разработка фильма затянулась до 2006 года.
А в 2006 году в разработке оказались сразу два конкурирующих фильма об эксперименте. Первым был этот фильм, в то время его производством занималась компания Maverick Films, а в качестве режиссёра и сценариста к нему был прикреплён Кристофер МакКуорри (Путь оружия, 2000). Вторым был ремейк немецкого фильма "Эксперимент" 2001 года.
Однако 5 ноября 2007 года в Голливуде началась крупнейшая за всю историю кинематографа забастовка Гильдии сценаристов Америки, которая продлилась до 12 февраля 2008 года, а августе 2008 года Maverick Films, завершила свою деятельность и далее продолжила своё существование под новым названием Imprint Entertainment. Так что съёмки были перенесены на январь 2009 года.
Но в 2009 году съёмки так и не начались, МакКуорри ушёл снимать "Джека Ричера" (Jack Reacher, 2012) для Тома Круза. А о возобновлении работы над проектом стало известно только 19 августа 2014 года, когда две небольшие независимые кинокомпании Sandbar Pictures и Abandon Pictures, объявили о совместном его финансировании. В качестве одного из продюсеров вернулся Брент Эмери, начинавший работать над проектом ещё в 2002 году, а сценаристом вновь стал Тим Тэлботт. Режиссёром был назначен Кайл Патрик Альварез, поставивший две довольно высоко оценённые критиками малобюджетные драмы "Дело привычки" (Easier with Practice, 2009) и "Божье дитя" (C.O.G., 2013).
В фильме подобрался очень мощный актёрский состав, многие из молодых актёров, исполнившие роли участников эксперимента впоследствии стали очень популярны. Так, к примеру, здесь можно увидеть Эзру Миллера, будущего Флэша из киновселенной по комиксам DC Comics, и Тая Шеридана исполнившего роль Циклопа в обновлённой версии марвеловских "Людей Икс". Роль доктора Зимбардо, на которую ранее был подписан Райан Филипп, исполнил Билли Крудап, а его девушку сыграла симпатичная актриса Оливия Тирлби, известная по фильму "Судья Дредд" (Dredd, 2012).
Съёмки фильма начались в Лос-Анджелесе 19 августа 2014 продлились 21 день. По словам режисёра, это были одни из самых сложных и напряжённых съёмок в его карьере, поскольку в каждой сцене одновременно было задействовано очень много персонажей, и приходилось для каждого из них снимать одну и ту же сцену с разных ракурсов, чтобы впоследствии всё сошлось воедино при монтаже.
Практически все диалоги между "охранниками" и "заключёнными" в фильме в точности повторяют реальные, записанные на плёнку в ходе эксперимента. Исключение составил лишь один диалог в конце между охранником по прозвищу "Джон Уэйн" и заключённым "8612", в действительности это был заключённый "416".
Премьера фильма состоялась на кинофестивале Сандэнс 26 июня 2015 года, где фильм был номинирован на главный приз в категории "Драма", и получили две награды - приз имени Уолдо Солто за лучший сценарий и приз Фонда Альфреда П. Слоуна за лучший художественный фильм.
Права на прокат фильма в США и на выпуск его на домашнем видео были приобретены известным американским дистрибьютером независимых фильмов компанией IFC Films 5 марта 2015 года. В кинотеатральный прокат фильм был выпущен 17 июля 2015 года, а 17 ноября он уже был выпущен на Blu-Ray и iTunes.
Сборы у фильма были довольно скромными и составили всего около $660 тыс. Практически нигде кроме США фильм не демонстрировался в кинотеатрах и был выпущен сразу на домашнем видео, поэтому мировые сборы были ещё меньше - $18 тыс. Зато о фильме очень неплохо отзывались практически все кинокритики, на Rotten Tomatoes у него 84% свежести на основании 104 рецензий.
Смотрел все три фильма посвящённые этому эксперименту и этот мне понравился больше всего. Что-то в нём меня зацепило, и он надолго засел у меня в голове. Спустя несколько лет я его пересмотрел, и он на удивление стал ещё лучше, очень много моментов, которые заставляют задуматься, особенно мне запали в душу финальные монологи участников, а если точнее, то один в исполнении героя Майкла Ангарано. Также, не смотря на предположительно весьма скромный бюджет, в фильме очень хорошо передана атмосфера Америки 70-х годов, вся эта раритетная техника, костюмы и причёски.
В сети есть копия фильма с зарубежного Blu-Ray с отличной картинкой и двумя вариантами перевода - дубляж от студии Пифагор и многоголосый войсовер от IdealFilm. Какой из переводов лучше не берусь судить, поскольку фильм смотрел только в оригинале, но лично мне дубляжи никогда особо не нравились.