Алина Сентякова, предприниматель, основатель международной сети “Like Show”. Наставник по систематизации бизнеса, построившая с нуля более 100 филиалов компании. Преподаватель в самом крупном университете бизнеса России (Like Центр) на факультете Инфобизнес. Специально для Persono.ru Алина поделилась лучшими практиками по систематизации бизнеса: alinasentyakova.ru
Алина, добрый день. Если человек очень хочет начать, но пока совсем не умеет строить бизнес. С чего бы вы посоветовали начать?
Сначала стоит определить, в чем человек является экспертом, что у него лучше всего получается. Можно сделать табличку с четырьмя колонками и выписать в каждую колонку несколько вариантов. Например, вот так:
- Что я умею делать хорошо (не факт, что мне нравится. Например: я умею хорошо делать уборку, но мне это не нравится)
- Что мне нравится делать? (Не факт, что умею хорошо. Например: мне нравится петь, но я не умею петь)
- Что бы я делал просто так, если бы не надо было работать ради денег.
- Как можно монетизировать каждое направление из тех, которые выписал.
Далее проводим опросы друзей и знакомых, выявить, является ли этот продукт, услуга востребованными. Также нам поможет Яндекс Вордстат, проверяем каждое направление на спрос. Я бы рекомендовала выбирать услуги, т. к. они требуют меньше вложений. В идеале - онлайн. Если есть экспертность в каком-то вопросе, то лучше уходить в инфобизнес.
Как понять, что неудачи в бизнесе напрямую связаны с отсутствием систематизации?
Индикатор очень простой. Когда нет результата в бизнесе и предприниматель делает все сам, то есть он ремесленник. Когда есть систематизация, то выстроены бизнес-процессы, собрана команда, прописаны и внедрены все регламенты, грамотно выстроен маркетинг, все скрипты, хотя бы минимальная автоматизация. В таком случае собственник бизнеса может уйти из операционки и сфокусироваться на стратегическом развитии бизнеса.
Ко мне в основном приходят с таким запросом (на построение систематизации) для увеличения прибыли и выхода из операционки. Недавний мой кейс - Игорь, он продавец на Wildberries. Пришел с запросом по построению системы для выхода из операционки. Мы для Игоря построили все процессы, собрали команду, прописали карту развития, масштабирования, внедрили все регламенты. Игорь ко мне пришел с заработком в 700 тысяч рублей чистой прибыли в месяц, после систематизации он сфокусировался на стратегическом развитии бизнеса и за два месяца вышел на чистую прибыль в 2 млн рублей в месяц.
Хорошо систематизированный бизнес, это..?
Слаженная работа команды, построены все процессы, каждый месяц идет рост прибыли, а собственник может уехать жить, скажем, на Бали на 2-3 месяца, и бизнес при этом не разваливается в его отсутствие, а растет.
С какими проблемами, на ваш взгляд, столкнутся предприниматели в связи с прошлогодними санкциями?
Предприниматели уже столкнулись с проблемами. Ключевая проблема - перестроение рынка в разрезе маркетинга. Ушли крупные игроки - Google с контекстной рекламой и Facebook (компания Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена) с таргетированной рекламой. Рекламные площадки в РФ, в частности, Яндекс, получили монополию и стали диктовать свои условия. Маркетинговые инструменты стали работать совсем не так, как в 2021 году и раньше. Это все нужно узнавать, мониторить. Я в наставничестве по систематизации бизнеса даю все рабочие инструменты. Например, Яндекс.Дзен стал индексироваться выше, но диктовать условия, которые стали жёстче. Нужно знать алгоритмы продвижения. Реклама у блогеров стала сильно лучше, так как Instagram (компания Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена) запретили, но он все же работает. Многие ушли в Telegram. Большинство людей не знает, что в мессенджере появился Telegram Ads, реклама в телеграм-каналах. Эти проблемы усложнили работу многих бизнесов, для этого нужно искать наставника или проходить курсы.
Также санкции ударили по поставкам, товарным бизнесам стало чуть сложнее работать, но это дало шанс производителям в РФ нарастить объемы.
Также отмечу проблему с массовым увольнением сотрудников: первая волна которых была после пандемии, а вторая после введения санкций. Раньше люди хотели уйти в бизнес, но боялись, цеплялись за стабильную работу и зарплату. Сейчас люди потеряли работу и рисковать им нечем. В связи с этим на рынке всплеск по двум направлениям - это франчайзинг и инфобизнес. Но франшизы стали больше покупать в эконом-сегменте. Касательно инфобизнеса, появился огромный спрос, например, на онлайн-образование, курсы по смене профессии.
Вы также являетесь наставником по упаковке инфопродуктов. Кто ваши клиенты?
Отмечу, что образование получила по специальности “журналистика”, я знаю все о работе с речью, камерой, о написании текстов, также я прошла много обучения по теме “методология”.
Мои клиенты - эксперты, консалтеры, которые занимаются инфобизнесом. Это люди, которые решили уходить в эту нишу и являются экспертами в какой-то сфере. Хочу отметить, что эксперты пока не понимают, что рынок перестроился, а свой доход они уже теряют. И не понимают, почему теряют доход.
Люди (клиенты) хотят сейчас видеть наставничество в полноценно упакованном продукте. То есть по методологии полностью собранная программа, разбитая на уроки. Каждый урок имеет короткое видео не более 15 минут и все примеры, шаблоны, методические материалы. Клиент осваивает урок, делает задание, далее созванивается с наставником. Это самый востребованный формат, потому что, во-первых, наставник не выгорает. Те наставники, которые ведут обучение в живом формате, вынуждены каждый раз одно и то же повторять людям, проводить звонок в формате, когда надо заложить в голову клиента знания и тут же помочь ему выполнить задание — это сложно. Гораздо проще работать, когда человек сначала прошел урок по твоему курсу, получил азы.
Некоторые наставники по этому поводу возражают, говорят, что “мы ведем в живом формате и делаем записи ZOOM”, которые идут 2-3 часа. Аудитория отказывается покупать живой формат, потому что хочет иметь возможность вернуться к какому-то уроку, пересмотреть видео и методические материалы. А когда клиент спустя три недели захочет вернуться к какому-то уроку, то ему придется пересмотреть эти три часа. Конечно, клиент этого не делает, поэтому результат в наставничестве сильно теряется.
Я занимаюсь упаковкой инфобизнеса, выстраиваю по методологии всю структуру, все алгоритмы, чтобы люди доходили до результата, полностью проходили весь курс. И вот ту информацию, которую наставник дает в трехчасовом формате, по моей методологии упаковываем в видео длиной в 15 минут, не теряя при этом ни грамма пользы контента.
У моих клиентов, благодаря моей методологии, очень высокие результаты. Например, недавно ко мне в наставничество пришла Наталья. Она по образованию психолог. Я помогла ей грамотно упаковать наставничество и научила, как его продавать. Наташа с нуля за две недели заработала 578.000 рублей по моим алгоритмам.
После ограничения некоторых соцсетей, какие инструменты для развития инфопродукта, на ваш взгляд, самые эффективные?
В плане развития Instagram до сих пор работает и является отличным инструментом продвижения - реклама у блогеров, Reels и т.д. Также, я бы всем советовала заводить телеграм-каналы, так как это дает очень высокую конверсию, а также прогнозируется большой рост самой площадки, то есть Telegram активно развивается, появился Telegram Ads.
Но нужно понимать, что просто завести телеграм-канал будет недостаточно. Необходимо знать правила. Например, нужно купить отстоявшийся канал, зарегистрированный год назад, стоит такой канал 500 рублей. Это важно, потому что к новым каналам всегда повышенное внимание по проверкам, есть риск попасть в “бан”. Важно знать правила работы с телеграм-каналами, чему я также обучаю в своем наставничестве.
Какие цели у вас на 2023 год?
Моя глобальная цель - помогать людям выходить на новый уровень жизни через бизнес. Я провела больше 100 конференций для предпринимателей по всему миру, много лет занимаюсь наставничеством. В 2015 году я стала наставником в Like Центре, сейчас он получил статус университета бизнеса.
Недавно я прошла очередную аттестацию, стала преподавателем в университете бизнеса Like Центр на факультете Инфобизнес.
Мои цели на будущий год - максимально быстро расти, развиваться, провести максимум конференций. А также помочь как можно большему количеству людей выйти на новый уровень дохода.
Instagram (запрещен на территории РФ): alina_sentiakova