Найти в Дзене
крик из толпы

Школьный проект, или вернуться в 17 (отзыв на роман Д. Эшера «13 причин почему»)

Ходят слухи, что популярная экранизация «13 причин почему» лучше, роман намного беднее и однотипнее на чисто формальном уровне, но в сравнительном аспекте этот момент уже анализировали неоднократно. От себя могу добавить только вот что: 1) да, сериал оставил под большим впечатлением, нежели книга; 2) да, но при этом меня тоже крайне смущала толерантная повесточка, о которой в романе и следа не было. Плюс к тому же Джей Эшер явно писал «13 причин почему» с ориентацией на подростковую аудиторию, сглаживая углы и не заостряя внимания на жестоких эпизодах. Предельно легка по прочтению, предельно проста, но прекрасна по структуре, предельно сложна эмоционально – все это имеет отношение к его книге. Два центральных сюжетных плана: содержание 13 зловещих кассет Ханны, покончившей жизнь самоубийством, и рефлексия Клэя с его попытками преодолеть тяжесть свалившегося на него груза. Только и всего. Ничего больше. О структуре следует сказать отдельно. Она кассетная. Главы названы по номерам и сто

Ходят слухи, что популярная экранизация «13 причин почему» лучше, роман намного беднее и однотипнее на чисто формальном уровне, но в сравнительном аспекте этот момент уже анализировали неоднократно. От себя могу добавить только вот что: 1) да, сериал оставил под большим впечатлением, нежели книга; 2) да, но при этом меня тоже крайне смущала толерантная повесточка, о которой в романе и следа не было. Плюс к тому же Джей Эшер явно писал «13 причин почему» с ориентацией на подростковую аудиторию, сглаживая углы и не заостряя внимания на жестоких эпизодах.

-2

Предельно легка по прочтению, предельно проста, но прекрасна по структуре, предельно сложна эмоционально – все это имеет отношение к его книге. Два центральных сюжетных плана: содержание 13 зловещих кассет Ханны, покончившей жизнь самоубийством, и рефлексия Клэя с его попытками преодолеть тяжесть свалившегося на него груза. Только и всего. Ничего больше.

-3

О структуре следует сказать отдельно. Она кассетная. Главы названы по номерам и сторонам кассет А и В (7 штук), на каждую кассету по две истории. Математик внутри вас скажет: причин же 13. Что на стороне B 7-й кассеты? И ничего. Только статичный шум, который дает герою время осмыслить услышанное. Это красивая композиция с изящной задумкой. Кроме того, в книге очень удобно разделены кассетные записи Ханны и рефлексия Клэя – абзацными отступами. Еще и постоянно мелькают символы «play», «pause», «stop», что символично указывает на действия героя по мере воспроизведения записей.

-4
Никто не знает наверняка, какое влияние он оказывает на жизнь других людей. Иногда мы даже не догадываемся, что от наших действий или слов зависят судьбы и жизни других.

Что нашло наиболее живой отклик в процессе чтения? Образ Клэя. Он не был просто тем, которому Ханна Бейкер решила присесть на уши своими суицидальными записями. Это герой, размышляющий над самим собой и над миром, в котором он живет. Как определяет его сама девушка:

Кто-то из этого не такой, как все. Кто-то просто не из этой песни.
-5

И этот герой эволюционирует, это герой с потенциалом. Автор подает нам это очень тонко. Помните, еще в самом начале, когда Клэй прослушал всего несколько кассет, отправился в кафе «Моне» и решил заказать горячий шоколад в память о Ханне, но:

Но когда официантка принимает у меня заказ, я говорю, что буду кофе, потому что он на целый доллар дешевле шоколада.

Его остановил доллар. В конце же романа мы видим другого Клэя, способного более точно прощупывать состояние других, способного на большую чуткость, нежели проявлял ранее, способного перейти от вопросов «что же я тебе сделал, Ханна?» к конкретным действиям по предотвращению подобного в будущем. Дано нам это тоже в предельно емкой и лаконичной форме, можно сказать, одной исчерпывающей фразой:

Скай идет так же, как Ханна две недели назад. В тот день Ханна исчезла, смешавшись с толпой. Она так ни с кем и не попрощалась, оставив пленки, чтобы они сделали это за нее. Но Скай все еще здесь, я слышу ее шаги и понимаю, что должен догнать ее.
– Скай.
-6

Герой готов стоять у пропасти и ловить других ребятишек у обрыва.
Стоит ли ставить книге какие-то глупые звездочки, дотошно разъясняя все ее преимущества и недостатки? Нет, единственной меркой будет один вопрос: а порекомендуете ли вы ее к прочтению детям лет 15–17? Мой ответ утвердителен.

Двадцать первому веку определенно не хватает Холденов Колфилдов (нужное подчеркнуть).