Слияние драматического искусства с хореографическим оказывается может воплотиться не только на подмостках сцены, но и стать продуктом кинематографическим. В этом мы убедились на «Вечере Театра Земли», где в первом отделении актрисы исполнили танцевально-пластическую драму «Форма человека», а сразу после антракта, там же в Галерее «Лендок», состоялась премьера фильма «Рояль в шале».
Автор: Эвика Сивакова
Фотографии предоставлены «Театром Земли»
Режиссёром и в первом, и во втором случае выступил Виталий Ким, художественный руководитель этого нетривиального театра. За 22 года работы ему удалось создать авторскую методику, в основе которой лежит простая на первый взгляд идея — обогатить танцевальные этюды и сюжеты глубоко проработанной актёрской игрой. Идея, возможно, не нова, учитывая в каком интегративном, междисциплинарном мире мы сейчас живём. Но всё же у каждого талантливого режиссёра, хореографа всегда есть узнаваемый почерк, любимые приёмы и многолетние наработки — из этого сплава в конечном счёте образуются индивидуальный метод, а затем и собственная школа.
Уж не знаю, случайно ли так совпало или нарочно придумано, но в спектакле «Форма человека» танцевали только девушки. Я бы отдельно не акцентировала на гендере, однако в связи с заявленной темой постановки факт показался смысловым. Потому что сюжет завязан на этногенезе, а женское тело может быть символом таинства рождения, буквально означая «проводника» в этот мир. Тема появления и исчезновения разных народностей порождает собой различные перипетии, конфликты и их развязку — всё, как и должно быть в драматическом спектакле.
Неумолимый ход истории с первых же минут представлен в виде выстроившихся в ряд актрис и движущихся стройной линией «по часовой стрелке» (визуально возникает именно такая ассоциация). Продолжительно, ритмично, медитативно. Но движение «стрелки» порой нарушают внезапно замирающие фигуры: они застывают на какое-то мгновение, как бы выпадая из обезличенного состояния толпы в некоторую индивидуальную оформленность.
В постоянном сопротивлении между человеком и массой, жизнью и смертью накаляется настоящее драматическое напряжение. И даже когда пластическое действо непредсказуемо обрывается стендапом, то эта вербальная часть не превращается в запоздалое «либретто» и органично вписывается в драматургию спектакля как целого.
Что ещё интересно: постановка будто закольцована тем, что когда зрители рассаживаются, то уже до начала истории все актрисы в образе и в движении, они в ином времени и пространстве изначально; концовка также условна, потому что завершить постановку могут только аплодисменты.
Кажется, фильм тоже имеет открытый финал, как и спектакль. И уж однозначно он закольцован визуально повторяющимися кадром — первый и последний сняты с одного ракурса и мизансцена практически совпадает.
«Рояль в шале» имеет два сюжетных уровня. Первый: то, что снято про материальный мир, где друзья-коллеги из киноиндустрии собираются на даче режиссёра и его жены, чтобы вместе провести загородный отдых, а заодно устраивают читку сценария для нового фильма. Второй уровень, с претензией на символизм, показывает некую абсурдную реальность молодой пары из этого самого сценария.
Мы видим их всегда только в замкнутом пространстве хрущёвки и общающимися друг с другом посредством чтения с листа. Но в какой-то момент эти выдуманные персонажи преодолевают абсурд происходящего, через отказ от слов, уходя от вербального общения в физическое. И в это же время богемная актёрско-режиссёрская тусовка претерпевает свои трансформации, вслед за выдуманными персонажами выходя из словесной рефлексии на другой уровень понимания, чувствования и общения.
Этот фильм для любителей философских рассуждений о взаимодействии вообще, но в частности — автора с создаваемым миром. А также для тех, кто любит кино «про состояние», чтобы ловить какое-то особое настроение из многозначных сцен. Когда после просмотра хочется, как одна из героинь, выйти на улицу с микрофоном на удочке, чтобы просто молча записывать все звуки города.
Другие обзоры, интервью и статьи вы можете почитать на сайте журнала — ИМЕННО.