Найти в Дзене
крик из толпы

Без паники, или сорок два (отзыв на роман Д. Адамса «Автостопом по галактике»)

Я не большой любитель фантастики, со всеми вытекающими межгалактическими путешествиями, но такой волшебник, как Дуглас Адамс, заставил влюбиться в свой роман. Магия «Автостопом по галактике» начинает действовать чуть ли не с первых страниц, когда хитросплетенный сюжетный поворот и смешит, и печалит, и поражает своей абсурдностью. Игра с масштабами проблем просто гениальна: дом Артура Дента мешает постройке новой автодороги, поэтому он подлежит сносу; в то же время планета Земля мешает постройке гиперпространственной магистрали, поэтому она, как вы уже догадались, тоже подлежит сносу. Да, воистину уровень сложности проблемы определяется смотрящим на нее. – Забавная штука жизнь, – трагическим тоном произнес он. – Кажется, вот предел, хуже не бывает... И вот становится еще омерзительнее! Дальше – больше. Только без паники. Играя на утрировании и игнорировании масштабов проблем, на земных стереотипах, на высмеивании определенных качеств и черт характера, Адамс создает космически уморитель

Я не большой любитель фантастики, со всеми вытекающими межгалактическими путешествиями, но такой волшебник, как Дуглас Адамс, заставил влюбиться в свой роман. Магия «Автостопом по галактике» начинает действовать чуть ли не с первых страниц, когда хитросплетенный сюжетный поворот и смешит, и печалит, и поражает своей абсурдностью.

Игра с масштабами проблем просто гениальна: дом Артура Дента мешает постройке новой автодороги, поэтому он подлежит сносу; в то же время планета Земля мешает постройке гиперпространственной магистрали, поэтому она, как вы уже догадались, тоже подлежит сносу. Да, воистину уровень сложности проблемы определяется смотрящим на нее.

– Забавная штука жизнь, – трагическим тоном произнес он. – Кажется, вот предел, хуже не бывает... И вот становится еще омерзительнее!
Кадр из экранизации «Автостопом по галактике» (2005)
Кадр из экранизации «Автостопом по галактике» (2005)

Дальше – больше. Только без паники. Играя на утрировании и игнорировании масштабов проблем, на земных стереотипах, на высмеивании определенных качеств и черт характера, Адамс создает космически уморительную картину мира, где живых существ пытают поэзией вогонов, роботы могу быть параноиками, ответом на главный вопрос жизни становится «42», а крысы все время ставят опыты на людях – не наоборот.

Всем хорошо известно, что предметы и явления на самом деле не всегда такие, какими они на первый взгляд кажутся.

Финал же фантастически эффектный. Стоило только герою взяться за чтение «Путеводителя», как его тут же отвлекает Зафод, подготавливая почву для следующего романа серии. И после этого ты, читатель, обязательно пообещаешь себе, что когда-нибудь вернешься к дугласадамсовской вселенной. Только без паники.

P. S. Теперь нам известно, чем вдохновлялись Coldplay («42», «Don't Panic») и Radiohead («Paranoid Android»).

Фэнтези
6588 интересуются