Найти тему
Контур.Школа

Кто такой менеджер маркетплейсов и как им стать с нуля

Оглавление

Как появилась специальность маркетплейс-менеджера

Менеджер маркетплейсов — специалист компании, который управляет торговлей через электронные магазины. Он налаживает продажи и продвигает товары на площадке.

Исторически должность выросла из позиции менеджера по оптовым продажам в связи с бурным развитием электронной торговли. Если в 2018 году на рынке труда вакансии маркетплейс-менеджеров исчислялись десятками, то к 2023 их стали публиковать тысячами. Какое-то время компаниям приходилось самостоятельно воспитывать кадры, но специальность быстро стала востребованной, и ее включили в программы порядка 40–50 российских вузов.

  • Желающим работать в электронной коммерции появление профессии «менеджер маркетплейсов» открывает перспективы развития и хорошего дохода, а бизнесу дает возможность значительно увеличить прибыль, наняв грамотного специалиста.

Какие задачи у менеджера маркетплейсов и почему он так необходим

Несмотря на то, что часть процессов на электронных площадках автоматизирована, торговля на них требует умений из разных сфер: маркетинга, закупок и продаж. Менеджер маркетплейсов — полноценная специализация, сочетающая эти навыки.

То, чем занимается маркетплейс-менеджер в компании, обычно зависит от его опыта, доверия собственника и распределения ролей в команде.

Начинающий специалист может:

  • регистрировать и вести аккаунт компании,
  • заполнять карточки товаров,
  • контролировать доставку товаров на склады и покупателям,
  • настраивать рекламу и обрабатывать отзывы клиентов.

Смотреть программуУспешно запустить продажи на Wildberries и Ozonна курсе Контур.Школы и Market Profi

Опытный сотрудник занимается более сложными задачами:

  • анализирует конкурентов и нишу,
  • участвует в ценообразовании и формирует бюджеты,
  • определяет стратегии вывода и продвижения товара на площадках,
  • контролирует поставки и логистику.

Он может заменить целую команду — аналитика, маркетолога, SMM-менеджера, логиста, продажника и копирайтера.

Общий круг задач менеджера по работе с электронными торговыми площадками довольно широк. Именно от его профессионализма зависит, будет ли продукция пользоваться спросом у аудитории и какую прибыль получит бизнес.

Какими компетенциями должен обладать менеджер маркетплейсов

Перечень основных обязанностей подразумевает широкий круг умений, которыми должны владеть менеджеры по работе с электронными витринами. Среди ключевых можно выделить следующие навыки и компетенции:

  • аналитические способности;
  • навыки финансового планирования, понимание принципов ценообразования, юнит-экономики;
  • умение формировать поставки и планировать логистику: какие товары, в каких объемах и на какой склад отправлять;
  • умение масштабировать продажи;
  • знание основ digital-маркетинга, нюансов контекстной и таргетированной рекламы, SEO-продвижения;
  • знание правил работы основных площадок — Wildberries, Ozon, AliExpress, eBay;
  • грамотная устная и письменная речь, навыки копирайтера;
  • владение графическими редакторами и бухгалтерскими программами.

Помимо основных компетенций (hard skills), принято выделять и так называемые гибкие навыки (soft skills). Для маркетплейс-менеджера необходимыми софт-скиллами будут проактивность и способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям, стрессоустойчивость, организованность и коммуникативность.

Кто может стать менеджером по маркетплейсам

Освоить эту современную профессию может любой, кому по душе задачи такого рода и кто готов к весьма энергозатратному режиму. На этой позиции не получится работать в удобное время: это не простой фриланс-проект, здесь понадобится умение быстро решать вопросы в формате 24/7.

Серьезная нагрузка компенсируется множеством плюсов:

  • высокий доход и востребованность,
  • возможность работать удаленно,
  • возможность одновременно прокачивать аналитические навыки и творческую составляющую,
  • нетворкинг.

Серьезным подспорьем в развитии необходимых навыков может стать опыт в продажах, работа в ритейле и коммерческих структурах: здесь важно понимать, как устроен бизнес и взаимодействие с клиентом.

Кандидатам и соискателям пригодятся навыки работы со специализированным ПО и сервисами. Важно владение английским языком, так как многие компании и интернет-магазины сотрудничают с иностранными поставщиками.

Как освоить специальность менеджера по маркетплейсам

Если вы заняты в сфере digital или у вас смежная профессия, можно самостоятельно научиться работать с электронными магазинами — необязательно тратиться на курсы.

Например, профессиональный дизайнер, который готовит карточки товаров и рекламные баннеры, может прийти в большой проект стажером. Нужно только разобраться с основами работы на крупных площадках, таких как Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет.

Бухгалтер к знанию документооборота и товарного учета может прибавить навыки интернет-маркетинга и аналитики, а хороший продажник или специалист по тендерам могут освоить графические редакторы — им по силам начать с должности маркетплейс-менеджера.

Выбор материалов для изучения широк — от роликов-уроков на Ютубе до книг от гуру в сфере электронной коммерции: Хироси Микитани, Дункана Кларка, Брэда Стоуна.

ПройтиМенеджер маркетплейсовБесплатный демокурс

Если начинать с нуля, целесообразно пройти полноценное обучение или точечно развить необходимые навыки с помощью курсов. Что касается высшего образования, то во многих университетах и институтах уже появилась специальность менеджера маркетплейсов — например, в РАНХиГС в Москве, Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге, вузах Ростова-на-Дону, Саратова, Иркутска, Самары.

Тем, у кого уже есть высшее образование, быстрее освоить профессию помогут специализированные программы, которые можно пройти дистанционно. Подобные курсы будут полезны и тем, кто уже работает на маркетплейсах и желает прокачаться, повысить квалификацию и получить комплексное представление о профессии.

  • При поиске курса будьте внимательны: в интернете много мошенников, которые предлагают начинающим быстрое обучение и большие прибыли в кратчайшие сроки. Не откликайтесь на сомнительные предложения и осознанно подходите к выбору образовательной программы. Мы подготовили для вас несколько простых рекомендаций.

Как выбрать курс для обучения на менеджера маркетплейсов

При оценке курса или платформы учитывайте 3 главных критерия:

  1. Авторы программы и преподаватели — практикующие специалисты. Они работают в сфере и отслеживают изменения на рынке, поэтому могут обновлять и корректировать содержание курса.
  2. Курс содержит практические задания. Отлично, если программа подразумевает выполнение полновесного кейса — от оформления и регистрации магазина до тестирования гипотезы по повышению трафика.
  3. Лекторы и кураторы дают подробную обратную связь. Любое обучение предполагает вопросы, ответы на которые лучше получить из первых уст. Эксперты также могут разобрать ваши практические задания и отметить ошибки, дать дельные советы.

На курсе Контур.Школы и Market Profi вы узнаете, как выбрать перспективную нишу, где закупить товар, что учесть в договорах с подрядчиками и как настроить продвижение, чтобы успешно запустить продажи на маркетплейсах. Во время обучения доступна поддержка экспертов.

Менеджер по работе на маркетплейсах — непростая специальность, которая объединяет предпринимательские и организаторские навыки с творческими. Чтобы начать работать в электронной коммерции, нужно найти время, энергию и, как правило, средства на обучение. Инвестиции при этом могут быстро окупиться: за несколько месяцев можно освоить специальность и претендовать на должность маркетплейс-менеджера или его помощника.