Найти тему
Мысли с завода

Андрей Тарковский и 6 его фильмов, которые обязан посмотреть каждый любитель кино

«Открытие первого фильма Тарковского было подобно чуду. Внезапно я обнаружил, что стою у двери комнаты, ключи от которой до сих пор мне так и не дали. Это была комната, в которую я всегда хотел попасть, и где я двигался свободно и совершенно непринужденно. Я чувствовал себя встреченным и воодушевленным: кто-то смог выразить то, что я всегда хотел сказать, не зная как»,

И. Бергман, шведский режиссёр.

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в маленьком селе Завражье на Волге. Отец Тарковского был поэтом и переводчиком, а мать происходила из дворянского рода Дубасовых. Аристократическое происхождение отразилось и на творчестве Тарковского: в его фильмах преобладает возвышенная эстетика, созерцательность и христианская философия, к которой пролетарское руководство Советского Союза относилось с большой неприязнью.

Фото: Медиа-архив Андрея Тарковского.
Фото: Медиа-архив Андрея Тарковского.

В 1954 году он поступил во ВГИК. Время учёбы во ВГИКЕ пришлось на хрущевскую оттепель. Железный занавес приоткрылся, и на Тарковского стали оказывать влияние такие классические западные режиссёры, как Бергман, Бунюэль и Феллини. 60-е и 70-е годы — это период зрелости и расцвета творчества Тарковского, он снимает основные свои работы: "Андрей Рублев", "Солярис" и "Сталкер".

В 1980 году Тарковский уезжает из СССР, а в 1984 году публично объявляет о том, что не вернётся в Советский Союз. Причиной этому послужила травля со стороны советского руководства, о которой он сообщал в письмах к отцу, а также препятствование свободному творчеству. При всей неприязни к Советскому Союзу, Тарковский оставался патриотом России и с большой горечью покидал свою Родину. В 1986 году режиссёр скончался от рака лёгких.

Основной Творческий принцип Тарковского — это намеренное отсутствие символизма в фильмах. Символизм для него был банальностью, поэтому режиссёр старался создавать новые эмоционально-выразительные образы, не связанные с предыдущим искусством.

Его творчество оказало влияние на известные фильмы:

  • Выживший — фильм с Леонардо Ди Каприо, где присутствует большое количество цитат и отсылок на творчество Тарковского;
  • Антихрист — один из самых значимых фильмов Лариса фон Триера, в котором в значительной мере был перенят визуальный стиль Тарковского;
  • Нимфоманка — ещё один фильм Триера, одна из глав здесь называется "Зеркало" (что является отсылкой к названию фильма Тарковского);
  • Интерстеллар — работа Кристофера Нолана, имеющая схожую манеру повествования и мотивы, характерные для творчества Тарковского.
Кадр из фильма "Сталкер". Фото из Медиа-архива Андрея Тарковского.
Кадр из фильма "Сталкер". Фото из Медиа-архива Андрея Тарковского.

Основные фильмы авторства самого Андрея Тарковского, которые нужно посмотреть каждому синемафилу:

  1. Андрей Рублев — один из самых известных его фильмов, затрагивающий тему природы искусства, взаимоотношения художника и власти, язычество и многие другие сложные темы. Фильм о жестокости. Средневековье через призму ХХ века;
  2. Сталкер — фильм, отражающий христианско-платоническую философию режиссёра. Путешествие в мир эйдосов, исследование Царствия Небесного с помощью науки, искусства и философии;
  3. Зеркало — взгляд философа на себя через зеркало. Фильм, имеющий много элементов автобиографии творца;
  4. Солярис — фантастический фильм по книге Станислава Лема, в котором космонавты сталкиваются с единым сознанием целой планеты, а также со своими тайными желаниями;
  5. Ностальгия — тоска по Родине, патриотический фильм Тарковского, снятый за рубежом и получивший награду за лучшую режиссуру на Каннском фестивале;
  6. Жертвоприношение — последний фильм, лебединая песнь режиссёра. Размышления о Бахе, ядерной войне и о Священном писании.