Курильково - было одной из немногочисленных деревень где еще проживали коренные жители этих мест - куряне. Настоящих курян оставалось не так много, меньше пяти тысяч по всему миру, а на своей исторической родине, в том же Курильково и того меньше тысячи. Тюменский институт отправлял с экспедицией своих студентов для определения состояния народа. Сухая этнографическая работа - ничего более! Приехал, опросил жителей, уехал… Никакого влияния, никакой помощи - просто статистика для отчетности. Сева отлично понимал свою роль в этой экспедиции, но ему не давали покоя слова рыжебородого капитана… «Шаманы, духи, лесные женщины с оленьими копытами вместо ног…» Здесь вдали от благ цивилизации в эти сказки верилось гораздо охотнее, чем там… на катере.
Артур тоже молчал. Он шел с телефоном в руке и делал селфи.
—Ну, ты чего? - весело обратился он к задумавшемуся Севе. - Улыбнись, я хоть сфоткаю тебя.
Сева натянуто улыбнулся и поднял руку с жестом «Мир».
—Так то лучше! Стой! Чувствуешь? Дымом пахнет! Это куряне подожгли свои снопы с травами, чтобы дым отпугивал злых духов из леса!
—Хых, умник! Я тоже читал про них перед тем как согласиться ехать сюда с тобой! - ответил Сева. - Из-за этого дыма их племя и было названо курянами еще в тридцатые года прошлого века!
—Отлично! Молодец что подготовился! Садись, пять! - захохотал Артур. Выпитое с утра пиво явно добавляло ему настроения.
—Вонь стоит и правда лютая… - Сева натянул край футболки на нос.
—Это они утром только проводят такие ритуалы… Выветрится скоро и нормально будет! - ответил Артур. Он заметил вдалеке женщину в белом платке. Все женщины этого народа были обязаны носить белые платки в будние дни. В праздничные же цвет платка мог меняться, опять же в зависимости от праздника.
Артур поднял высоко руку и помахал ей. Но вместо ответа курянка развернулась и… убежала обратно в деревню.
—Да уж, гостеприимно тут у них! - язвительно заметил Сева. Усталость после непродолжительного сна никуда не делась, а казалось еще сильнее разыгралась в каждой клетке его тела. Сева уже не мог дождаться когда скинет с себя этот неподъемный рюкзак, неудобные сапоги и просто вымоется в горячей воде! Поэтому и настроение у парня слегка хромало.
—Докладывать о нас побежала! - пожал плечами Артур. И действительно, когда двое студентов вступили на задымленную крайнюю улицу Курилькова их уже ожидала делегация из пяти человек.
Староста, у него был значок с именем, двое его друзей по видимому - у них значков не было, и еще двое девушек в белых платках по бокам от мужчин. Была ли одна из них той, которую они увидели из далека там на берегу - неизвестно. Костюмы курянок были тоже максимально обезличивающими - длинные серые юбки, закрытые до самой шеи рубашки с длинными рукавами и платки.
—Доброго дня вам! - сразу вступил в разговор Артур. - Вот, это вам! - он протянул письмо от замдекана старосте, которого, кстати, звали Чона Окумко.
—И вам благих дней! Что тут у вас? Снова на перепись? Недавно ж были!
—Где уж там! Десять лет уж прошло! - весело улыбнулся Артур и бросил взгляд на Севу, который стоял чуть позади него, ища в спутнике поддержку. Но Севе и самому бы не помешала поддержка. Пока Арчи договаривался с руководством, он осматривал остальных курян, которые вышли сопроводить старосту.
Мужчины глядели не приветливо, хмуро, не смотря на то, что сам их голова держался раскованно и доброжелательно. Женщины тоже смотрели не добро… Особенно одна из них, та что помладше. Так и колит своим взглядом!