Тут могла быть книга-биография какого-нибудь космонавта, но вместо этого повесть Кира Булычева "Великий дух и беглецы", которую я читала в рамках марафона «Фантастическая весна», который организовали Longfello, Библио Графия, БиблиоЮлия, Запах книг, Книжная полка Джульетты, Книжный клуб авантюристов, Книжный мякиш.
Кира Булычева обычно знают по его циклу детских фантастических книг "Путешествия Алисы", реже его вспоминают как автора взрослых фантастических рассказов и детективов.
Я нежно отношусь к серии про Алису, но больше люблю фантастический цикл, посвященный доктору Павлышу. Его часто относят к классической фантастике.
Мне трудно было выбрать из него книгу для марафона, но поразмыслив решила остановиться на книге, в которой помимо фантастических приключений (крушение корабля на неизвестной планете) и описания загадочного животного и растительного мира, есть история о том как цивилизация более высокого порядка форсировала "развитие разума" в отношении племени аборигенов.
В этой повести, как и во многих других взрослых книгах Булычева, на мой взгляд очень много как скрытой, так и явной боли и некоторого ощущения безнадежности, депрессивности и беспросветности, что наверное не удивительно, поскольку на писан от в начале 70-х годов, то есть в самом конце оттепели, а еще точнее по ее завершению приходом к власти Л. Брежнева.
Находят в конце концов путешественников, пропавших без вести в пустыне, находят самолеты, разбившиеся в горах, находят флаер, унесенный ураганом, находят затонувшую субмарину. Потому что место, область их исчезновения конечны, ограничены дном моря, горной долиной, пределами пустыни. Космический корабль, пропавший без вести, найти нельзя. Тем более, если он не выходит на связь.
Но к середине истории настроение меняется (в тот момент, когда Павлыш попадает в избушку, оставленную разведгруппой) и появляется надежда на то, что история окажется светлой. Эти эмоциональные качели продолжаются на протяжении всей повести, что наверное должно стимулировать интерес к сюжету, но у меня вызвало только сочувствие.
Встреча с двумя разумными цивилизациями разного уровня технического прогресса описана вполне в традициях отечественной фантастики: Великий дух (представитель развитой цивилизации, описан как голограмма или видеопроекция) и жители долины (над которыми он ставит эксперимент, описаны как животные с вертикальными зрачками, шерстью и хвостами).
И моральная дилемма о том, чью сторону занять Павлышу: прогрессивных ученых или аборигенов? Тоже вполне себе традиционная для наших писателей. И даже ответ на нее традиционный и неудивительный - аборигенов.
Написанная через двадцать семь лет после войны книга продолжает обсуждение темы этичности евгенических исследований и расового неравенства. Насколько далеко могут зайти эксперименты в форсировании развития цивилизации, принудительных мутациях и формирования собственных правил жизни маленького общества?
Кто-то увидит в таком подходе идею миссионера, который несет аборигенам свет истинной веры, а кто-то увидит работу доктора Менгеле, который на цивилизации другого уровня ставит свой научный эксперимент. Я вижу второе, как и герой Булычева. Видимо ракурс решает, а может быть время прочтения.
На следующей неделе (19 апреля) будет единый день памяти жертв геноцида. И казалось бы, где истории о космосе, почти детские, а где нацизм и евгенические опыты? Они очень близко.
Если мы допускаем идею о том, что можно ставить опыты над представителями другой цивилизации (другого цвета кожи, другой веры, другого уровня технического прогресса), то кто остановит нас в опытах над другими людьми?
П.С. Тут не будет ставшего традиционным комментария психолога.