Найти в Дзене
Инфореактор

Не тот СССР: как американцы «разрушили» коммунизм в фильме «Тетрис»

Оглавление
   Инфореактор
Инфореактор

В центре сюжета американского фильма «Тетрис» — история изобретателя тетриса Алексея Пажитного. Картина основана на реальных событиях, однако некоторые моменты в ее советской части были преувеличены, что среди кинокритиков принято называть «развесистой клюквой». Подробнее — в материале iReactor.

В онлайн-кинотеатре Apple TV+ 31 марта вышел фильм «Тетрис» Джона Бейрда, воссоздавшего перестроечный Советский Союз в Глазго. В его глазах эта картина вовсе не об истории изобретателя, а о судьбе предпринимателя Хенка Роджерса, который очень хотел купить видеоигру советского программиста Алексея Пажитнова. Кстати, второго сыграл российский актер Никита Ефремов, но его роль так или иначе уходит на второй план перед центральным конфликтом фильма — борьбе американца за лицензию на игру для карманного компьютера и девайса.

Роджерс прилетает в Москву

До выхода фильма многие россияне не знали, что одна из самых популярных компьютерных игр в истории была придумана их соотечественником. Когда в 1989 году Роджерс прилетел в Москву, Пажитнов работал в госкомпании Elorg, занимавшейся импортом и экспортом товаров, в том числе компьютерного оборудования. На деле же это предприятие лишь курировало подписание договора о передача авторских прав на игру, а сам программист работал в Вычислительном центре Академии наук СССР.

В фильме американский предприниматель отчаянно пытается заполучить лицензию, но даже не подозревает, что права на разработку принадлежат не Пажитнову, а советским властям, где тем временем строится коммунизм. Те же в свою очередь уже определились с потенциальным покупателем. Но, как оказалось, в этой сделке было не все чисто.

   Кадр из фильма «Тетрис»
Кадр из фильма «Тетрис»

«Клюква в каждой советской сцене»

С такого идиоматического выражения начинаются едва ли не все рецензии на «Тетрис», в котором дух капитализма пытается сломить коммунистический режим, и все эти события сосредоточены вокруг компьютерной игры, а именно ее передачи Западу. Причем сюжет фильма выстраивается таким образом, что эта процедура становится практически символом распада СССР, своеобразным финалом коммунизма, который наступил спустя пару лет после завершения сделки.

Больше всего действия в фильме напоминают не конец 1980-х, а сталинские годы — Роджерс буквально становится заложником массовых политических репрессий. Агенты спецслужб встречают его уже в аэропорту, где у них оборудована целая комната для слежки. И кажется вполне закономерным, что создатели фильма показали Москву серой и мрачной, демонстрирующей свою военную мощь на Красной площади.

Вопросы у критиков вызывает и сцена, где Роджерса избивают, чтобы он немедленно покинул Союз. В действительности ему никто не угрожал, также как и Пажитнову, но они пытались действовать осторожно. Вымыслом оказался побег от кгэбэшников бизнесменов на ВАЗ 2101, когда они вместе с Пажитновым добирались до аэропорта. К слову, советский разработчик сам придумал добавить сжигание линий, чтобы сделать игру соревновательной.

Критики сошлись во мнении, что россиянам будет неловко наблюдать за событиями в фильме, герои которого выступают в роли агрессивных противников капиталистического мира.

Ранее Квентин Тарантино анонсировал свою последнюю режиссерскую работу, в которой расскажет историю рассвета голливудского кино.