Знаете, что такое агентность?
Это то, что отличает нас — людей от животных и искусственного интеллекта. Это активная самостоятельность и любознательность.
Обезьяны, которых научили различать буквы, пассивно могут собрать выученные слова. Но задать вопрос и проявить любопытство, чтобы совершенствовать этот навык, они не могут. Искусственный интеллект, хоть и знает больше человека, но тоже не владеет агентностью. Ему для развития не нужно любопытство.
Человек, когда учится новому, не просто берёт для себя навыки выполнения задачи от другого. Он пропускает через себя эти навыки, строит внутри мозга нейроны так, что этот навык можно дополнять другим и использовать многократно и по-своему.
А для того, чтобы уточнить как делать правильно, человек идёт в контакт и спрашивает из любопытства, а что именно он сделал, а как именно? Далее, человек может взять эти навыки и создать на этом опыте свои —уникальные.
Именно это качество формируется у нас с 6 до 12 лет и связано с периодом МАСТЕРСТВА. Важно пройти этот период полноценно.
Посмотрите на детей 6-12 лет. Они всё время спорят. Они пока могут только так отстаивать свою точку зрения. При этом, они в контакте с другим человеком и могут брать опыт этого другого и выдавать за свой. При этом проявляют любопытство и ведут себя активно. Затем они научатся выражать навыки словесно, в виде стройной идеи. Этот период взросления связан с любопытством к действиям и добавлением нового опыта.
Этот опыт не всегда будет принят сразу. Иногда ребёнку будет не хватать терпения и поддержки от окружения.
Тогда этот период пройдёт не в полном объеме — очень быстро. У человека не будет возможности почувствовать именно СВОЕ мастерство. Навыки, которые мы взяли у другого и не сделали своими, мы не сможем применять. Это значит, что мы будем зависеть от мнения другого человека и его критики. Но критика без поддержки воспринимается мозгом как опасность. В таком состоянии уже не хочется проявлять агентность и оттачивать мастерство.
Ещё одно негативное решение, которое не осознается ребёнком, но мешает пройти период Мастерства — глубинное убеждение «Не вырастай». Оно связано с тем, что человек впадает в состояние беспомощности, когда что-то не получается сразу. Не получилось → проявил агентность и пошёл в диалог из любопытства → но его не поддержали. Если такой сценарий повторится многократно, ребёнок решит, что стоит следовать готовым решениям. Что надо принимать пассивную позицию, которую одобряют взрослые. С таким послушным ребенком приятно общаться. Только вот и ответственность он брать так и не научится. И даже когда станет взрослым, решение вопроса и одобрения всегда будет ждать от других. Ведь чьи-то готовые решения взять проще.
А что делать, когда ситуация изменится, и эти готовые решения не сработают? Вот тут будет проблема.
У него в опыте не было поддержки и мастерство сформировалось не полностью.
Так, у Люси в 7 лет возникло убеждение: «Не получится сразу, значит я никогда не смогу это сделать». Это не приводит к чувству удовлетворения от выполненной работы. Такие люди часто стрессуют и болеют.
Что важно в период Мастерства — так это, чтобы рядом были поддерживающие люди, которые будут терпеливо отвечать на вопросы, подсказывать и подбадривать.
- Но даже если эта стадия пройдена не самым идеальным способом, у каждого есть возможность измениться. Достаточно только захотеть.
Автор: Мартынюк Галина Валерьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru