Использование авиационных технологий было в 50-х среди конструкторов СССР своеобразным трендом. И здесь мы расскажем о самом скоростном и уникальном «спорткаре» ГАЗ Торпедо.
Нюансы советского автоспорта
Для развития автоспорта в то время была серьезная проблема – отсутствие специальных трасс для гонок. Конечно, это было связано с объективными причинами: какие могут быть автогонки в послевоенное время?
Но даже когда в стране воцарился мир, строительство автодромов также не было в приоритете. Учитывая, что такой проект достаточно долгосрочный и требует немаленьких вложений.
Но все же линейные автогонки были одной из главных дисциплин. По факту они представляли собой прохождение определенной дистанции за минимальное время. Такие соревнования нередко устраивались на перекрытых крупных шоссе. И первый же состоявшийся в 1950 году чемпионат вызвал восторг у зрителей, а автозаводам задал новую планку для производства.
Кто был создателем ГАЗ Торпедо?
На базе экспериментального цеха Горьковского автозавода возник один из самых амбициозных проектов. Глава Конструкторского Бюро, бывший авиаинженер Алексей Смолин, решил применить свои знания в создании самого быстрого автомобиля для гонок.
Первой моделью стала «Победа Спорт» (прототип ГАЗ СГ-1). По сути это была модификация ГАЗ М-20 с доработанным по динамическим характеристикам кузовом. Автомобиль получился и внешне интересным, и довольно быстрым, но Алексей Смолин на этом не остановился. И в итоге дальнейших разработок появилась модель Торпедо.
Гоночный автомобиль по мировым стандартам
Торпедо был машиной, чья конструкция полностью соответствовала принятым в других странах критериям гоночных автомобилей. Шасси представляло собой легкую и жесткую дюралюминиевую раму (аналогичную имел легендарный Mercedes «крыло чайки»). Обтекаемая обшивка кузова состояла из тонких алюминиевых листов. К сожалению, аэродинамической трубы тогда еще не было – все расчеты делались «на глазок». И, как показала практика, инженеры двигались в правильном направлении.
Но было и отличие – во Франции и Германии подобные машины вышли на трассы лишь в 1953 и 1960 годах соответственно. Можно с уверенностью сказать, что разработка Смолина была действительно передовой в мире.
Двигатель для Торпедо был взят с «Победы Спорт», это была расточенная «четверка» ГАЗ-20 с механическим компрессором трехступенчатой МКПП. Даже такой двигатель имел всего лишь 105 л. с. при 4000 оборотах в минуту, что вполне компенсировалось небольшой снаряженной массой – всего 1100 кг.
Внешний вид Торпедо тоже впечатлял – ярко-красный кузов напоминал летающую тарелку. Машина не только красиво выглядела, но и быстро ездила. Настолько, что просто не вписывалась в правила чемпионата СССР в 1951 году. Поэтому пришлось ее опробовать в рекордных заездах. Так, вне зачета, в 1951 году пилот Николай Сорокин и механик Глеб Зяблов проехали трассу длиной 300 км со скоростью свыше 160 км/ч! Это было настоящее достижение на тот период. Очень жаль, что спортивная карьера Торпедо так и не состоялась…
Далее Алексей Смолин построил еще один автомобиль ГАЗ СГ-3 с двигателем от МиГ-17 (1000 л.с.). Увы, ее испытания едва не закончились гибелью пилота Михаила Метелина, поэтому далее эксперименты инженеру пришлось прервать. А судьба ГАЗ Торпедо, увы, так и осталась неизвестной и по сей день.
#газторпедо
Читать также:
Пятерка популярных иномарок, которые не стоит покупать
Шанс выиграть автомобиль есть у каждого
Победители программы лояльности "Колесо кешбэка"