Найти в Дзене

5 апреля. Сергей Чаплыгин. Отец эволюции аэродинамики

Для учёных-физиков Фамилия Чаплыгин говорит о многом. Понятие «газ Чаплыгина», «теорема Чаплыгина», «постулат Жуковского-Чаплыгина», но многие ли сегодняшние жители России знают это имя? Сергей Алексеевич Чаплыгин родился в городе Раненбург Рязанской губернии 154 года назад, 5 апреля 1869 года в семье приказчика Алексея Тимофеевича и его супруги Анны Петровны. В двухлетнем возрасте мальчик остался без отца, он умер в 24 года от холеры. Мать увезла ребенка в Воронеж, повторно выйдя замуж за мещанина Давыдова. В лет Сергей поступает в Воронежскую мужскую гимназию, где учителя довольно быстро замечают его одаренность практически по всем предметам – от языков до математики, к которой у мальчика был повышенный интерес и необычайную память. В четырнадцать лет он сам стал учителем, занимаясь репетиторством с детьми помещиков. После блестящего окончания гимназии в 17 летнем возрасте Сергей Алексеевич поступает на физико-математический факультет Московского университета. По ходатайству «отца р

Для учёных-физиков Фамилия Чаплыгин говорит о многом. Понятие «газ Чаплыгина», «теорема Чаплыгина», «постулат Жуковского-Чаплыгина», но многие ли сегодняшние жители России знают это имя?

Сергей Алексеевич Чаплыгин
Сергей Алексеевич Чаплыгин

Сергей Алексеевич Чаплыгин родился в городе Раненбург Рязанской губернии 154 года назад, 5 апреля 1869 года в семье приказчика Алексея Тимофеевича и его супруги Анны Петровны. В двухлетнем возрасте мальчик остался без отца, он умер в 24 года от холеры. Мать увезла ребенка в Воронеж, повторно выйдя замуж за мещанина Давыдова.

В лет Сергей поступает в Воронежскую мужскую гимназию, где учителя довольно быстро замечают его одаренность практически по всем предметам – от языков до математики, к которой у мальчика был повышенный интерес и необычайную память.

В четырнадцать лет он сам стал учителем, занимаясь репетиторством с детьми помещиков.

После блестящего окончания гимназии в 17 летнем возрасте Сергей Алексеевич поступает на физико-математический факультет Московского университета.

По ходатайству «отца русской авиации» Жуковского, являвшегося тогда преподавателем, Чаплыгин после окончания обучения был оставлен в вузе – для подготовки к профессорской деятельности.

Тогда же он увлекся механикой. Его первые научные работы были посвящены проблеме движения твердого тела в жидкости. В них он поднял некоторые вопросы, которые прежде никто не рассматривал. Это привело Чаплыгина к фундаментальным открытиям в области построения общих уравнений механики, за что он был удостоен в 1899 году почетной награды – большой золотой медали Академии наук.

С 1893 года Чаплыгин начинает преподавать профессионально. Преподает математику, физику, теоретическую механику в Московских Вузах, а также совмещает преподавание с административной деятельностью.

Однако настоящим делом жизни Чаплыгина стал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), к созданию которого в 1918 году его привлёк Жуковский. После смерти которого он становится председателем коллегии, а позже директором и научным руководителем.

Трудно переоценить вклад Сергея Алексеевича Чаплыгина в мировую науку.

Он был известен как математик и специалист в области теоретической механики, но особый вклад и признание получил благодаря созданной им новой отрасли механики - газовой динамики. Которая сыграла в дальнейшем огромную роль в развитии авиации. Лишь через 30 лет работа Чаплыгина послужила основой для решения задач о звуковых течениях, а развитие созданных в ней методов привело к решению основных вопросов, связанных с работой крыла при больших дозвуковых скоростях.

Сергей Александрович Чаплыгин
Сергей Александрович Чаплыгин

Жуковский и Чаплыгин многое внесли в развитие авиации – именно они помогли конструкторам в решении задачи о силах, действующих на обтекаемое крыло самолёта. Сформировав Жуковского – Чаплыгина, который дал полное решение задачи о силах, воздействующих на крыло.

Это стало настоящим прорывом – именно с тех пор самолёты больше не строились «на глазок», ведь у авиаконструкторов был точный инструментарий для проектирования крыла. Это не только повлияло на скорость крылатых машин, но и на их безопасность.

В дальнейшем Сергей Алексеевич продолжил работу в этой области. В 1913 году им был представлен доклад «Вихревая теория подъёмной силы крыла», который дал новые знания для конструирования крыльев, а в 1914 вышел фундаментальный труд учёного «Теория решётчатого крыла».

В нем была заложена база для расчётов винтов, турбин и других лопаточных машин – от домашних вентиляторов до турбин современных самолётов. Решётчатые крылья применяются и в строительстве скоростных судов, и в создании космических кораблей.

В 1922 году Чаплыгин публикует очередное сочинение, «К общей теории крыла моноплана», создав тем самым теоретическую базу для дальнейшей эволюции авиации. Уже к началу 30-х годов появятся отечественные монопланы, которые составят конкуренцию мировым аналогам.

В декабре 1924 года он избирается членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в январе 1929 года – академиком Академии наук СССР.

С началом ВОВ с ЦАГИ Сергей Алексеевич уезжает в Новосибирск. Там он работает целый год, успев заложить основы сибирской авиационной науки, но 8 октября 1942 года умирает от кровоизлияния в мозг. Его последними записанными словами были: «Пока есть силы надо бороться…, надо работать».