Не так давно я узнала о существовании своеобразной новой версии Набоковского романа "Лолита".
Я имею в виду роман "Моя темная Ванесса", написанный американской писательницей Кейт Элизабет Расселл в 2020 году.
Главная героиня - девочка-подросток по имени Ванесса - поначалу учится в престижной школе, куда ей удалось поступить благодаря успехам в учебе, а затем - в университете. Ванесса страдает от одиночества и пишет стихи.
Соблазнитель девочки - учитель словесности, и потому в тексте встречается много обсуждений литературы, которые не ограничиваются одной только «Лолитой» Набокова. Да и само имя «Ванесса» - как и название романа - восходит к произведению Джонатана Свифта.
Имеется эта самая Ванесса и в фильме Марка Захарова "Дом, который построил Свифт" ()1982) .
Что же касается собственно «растления»... Да, оно в книге поставлено во главу угла, причем сначала история описана в настоящем времени глазами девочки, которая не слишком-то осознает, что с ней происходит, хотя и обуреваема неведомыми ей до сего момента чувствами и желаниями, а затем постепенно уходит в прошлое, однако остается центральным эпизодом жизни, центральным эпизодом формирования всей личности героини.
Интересно, как меняется описание мужчины с момента, когда тот был для девочки совершенно чужим - «мистер Стрейн» - и героиня отмечала про себя, к примеру, он как-то чудаковат и сутулится, до момента, когда тот стал частью чего-то особенного, частью ее личного мира. Несомненно, сами по себе головокружительные физические ощущения, возросшее чувство собственной значимости и общение с очень умным собеседником способны вскружить голову кому угодно — особенно пятнадцатилетней девушке. Она все никак не может поверить, что занимает все мысли «взрослого мужчины».
А дальше это "прошлое" настойчиво требует интерпретации... Однако все настолько сложно с противоречивыми соображениями героини, что долгое время она не чувствует в себе сил подвергнуть эти события недвусмысленному истолкованию, несмотря на большое количество совершенно однозначных фактов.
Однако, конечно, все совершенно однозначно:
«Его желания были нехороши и неправильны, и мир содрогнулся бы, узнав о них».
«Через много лет: я хочу, чтобы он объяснил мне, что это было».
И да, он объясняет, всякий раз демонстрируя словесную эквилибристику - «я не делал ничего из того, что ты сама не хотела», «я всякий раз спрашивал твоего разрешения»...
Но с какого-то момента повзрослевшая героиня уже не только интуитивно понимает, но и совершенно четко формулирует, что ее совратитель прекрасно осознавал всю нездоровую порочность своих желаний.
А вот дальше произошло нечто неожиданное для таких случаев: любитель нимфеток не только повлиял на ее выбор мужчин в будущем, но и на долгие годы сделался центральным персонажем ее жизни.
Более подробно -в моем подкасте на ютубе: Моя темная Ванесса