Стоимость сделки превысит 2,589 млрд рублей
Совладелец и акционер железнодорожного оператора Globaltrans Александр Елисеев продаст контроль в одной из крупнейших российских автотранспортных компаний Globaltruck. Основной претендент – группа «Монополия». Об этом сообщает «РБК» со ссылкой на два источника, близких к одной из сторон сделки и ее инвестиционному консультанту, а также двух топ-менеджеров других российских автотранспортных компаний.
История вопроса:
Владельцы Globaltruck зондируют почву для продажи компании примерно с середины 2022 года.
– Нам поступало предложение приобрести контроль в Globaltruck, но мы посчитали его нецелесообразным, – подтверждает президент автотранспортной компании ITECO Евгений Бабаев.
В 2012 году происходит реструктуризация ПАО «Глобалтрак Менеджмент», по итогам которой на Кипре возникла компания GT Globaltruck Ltd. Контролирующий акционер группы Александр Елисеев.
В 2017 году на Московской бирже состоялось IPO «Глобалтрак Менеджмент». По данным Globaltruck, 61% акций принадлежит GT Globaltruck Ltd (Елисееву), 31% – прочим инвесторам, среди которых Российский фонд прямых инвестиций.
В январе-июне 2022 года выручка Globaltruck составила 6,145 млрд рублей, чистая прибыль – 17,9 млн рублей, чистый долг – 2,77 млрд рублей (на 30 июня 2022 года), согласно отчетности компании по МСФО.
Основной денежный поток группы «Монополия» формирует платформа Monopoly.Online (онлайн-экспедитор, который распределяет заявки владельцев грузов между перевозчиками). Ее выручка в 2021 году выросла на 45%, почти до 28 млрд рублей, обеспечив 70% общей выручки группы, а чистая прибыль составила 35 млн рублей (-1,1%).
«Монополия» принадлежит кипрской Glazifer Limited, которую контролируют основатели группы – глава ее совета директоров Илья Дмитриев и гендиректор Екатерина Михайлова, а также Acmero Capital Симана Поваренкина и Baring Vostok.
Исходя из стоимости одной акции компании 72,6 рублей на 3 апреля на Московской бирже стоимость контрольного пакета, принадлежащего GT Globaltruck Ltd Елисеева, составляет около 2,589 млрд. Близкий к одной из сторон сделки источник утверждает, что бизнесмен получит больше за свой пакет.
Собственные активы группы составляют более 1 240 тягачей (в основном Volvo и Scania), из них 474 тягача переоборудованы в биотопливный режим, 95 тягачей функционируют на метане, остальной парк функционирует на дизельном топливе, указано в отчетности Globaltruck. Средняя стоимость автомобиля из парка компании превышает 10 млн рублей за машину, говорит источник в одной из лизинговых компаний. То есть только грузовики можно оценить более чем в 12 млрд рублей.
Санкции, волатильность на финансовых и товарных рынках создают неопределенность в отношении спроса на услуги компании, международных перевозок, обновления подвижного состава группы Globaltruck и приобретения запасных частей для поддержания подвижного состава в рабочем состоянии, указано в отчетности компании.
Группа «Монополия» заинтересована в приобретении Globaltruck для получения доступа к ее парку грузовиков европейского производства, когда на рынке есть дефицит такой техники.
Представитель автолизинговой компании «Европлан» полагает, что отложенный спрос на новые грузовики копится с 2020 года, когда рынок впервые столкнулся с нехваткой техники. Такая ситуация наложилась на «серьезное устаревание» парка российских грузовиков.
Напомним, в подготовке проекта «Беспилотные логистические коридоры» участвует более 20 компаний, в том числе Globaltruck. LR