Найти тему
XX2 ВЕК

«Мне уже надоело бороться с дураками»: биолог Александр Марков о популяризации науки

Александр Марков. Кадр из фильма «Диссернет. Эволюция альтруизма».
Александр Марков. Кадр из фильма «Диссернет. Эволюция альтруизма».

Когда доктор биологических наук Александр Марков только начинал популяризировать науку, он активно боролся с разными лжеучёными, отрицающими эволюцию. Однако сейчас Александр почти не переубеждает мракобесов — зато чаще читает научно-популярные лекции для тех, кому интересна биология. С чем связана такая перемена? Какие опыты проводит учёный в лаборатории? Какие последние открытия считает самыми важными? Читайте в нашем интервью с Александром Марковым.

XX2 ВЕК. Несколько лет назад я уже делала с вами интервью, после которого группа недовольных феминисток номинировала вас на антипремию…

Александр Марков. Помню эту антипремию, «Сексист года» она называлась. Меня не то что номинировали — мне ещё и дали это «почётное» звание. Правда, диплом так и не прислали. К сожалению. Но звание присвоили.

В тексте того интервью говорилось, что с эволюционной точки зрения женщине выгодно быть неграмотной. Здесь нужно понимать, что такое «эволюционно выгодно». «Эволюционно выгодно» то, что повышает эффективность передачи генов в следующие поколения. Сейчас во многих обществах действительно малограмотные размножаются эффективнее (производят больше доживающих до зрелости детей, и, соответственно, вносят больший вклад в генофонд следующего поколения).

Другое название «эволюционной выгодности» — «дарвиновская приспособленность». Она сейчас выше у малограмотных, бедных и социально неуспешных. Причем женская грамотность коррелирует (отрицательно) с приспособленностью (репродуктивным успехом) сильнее, чем мужская. Такова особенность нынешнего исторического периода: социально-экономическая и эволюционная успешность разошлись, оказались направленными в разные стороны. В прошлом социально успешные размножались лучше, чем неуспешные, но в последние век-полтора во многих обществах стало наоборот. Это просто научный факт, довольно тревожный, и ничего в нём нет сексистского. Мы же не говорим о том, что иметь высокую дарвиновскую приспособленность — это хорошо. Учитывая стремительный рост населения Земли, экологические проблемы и прочее, можно сказать, что сейчас для большинства людей и для обществ, в которых эти люди живут, лучше иметь низкую дарвиновскую приспособленность, то есть иметь «эволюционно невыгодные» признаки.

Жаль, что люди, навесившие на меня ярлык «сексист года», этого не понимают (хотя в том интервью, по-моему, всё объяснялось достаточно понятно).

XX2 ВЕК. А что вообще говорит наука — женщины и мужчины равны в физическом и умственном плане, или нет?

А. М. Средние физические значения у мужчин и женщин по многим признакам, конечно, различаются. Иначе у нас не было бы спортивных состязаний отдельно для мужчин и для женщин по большинству видов спорта, например — по бросанию молота. Тут и говорить не о чем.

Чаще всего в обществе обсуждают, различаются ли мужчины и женщины с точки зрения разных психологических и интеллектуальных характеристик. По уму, таланту… И часто говорят о размерах мозга. Средние размеры мозга у мужчин и женщин тоже различаются — как и средний рост и вес. То есть кое-какой половой диморфизм у Homo sapiens имеется. Но это не значит, что каждая женщина ниже ростом, чем каждый мужчина! Это не так. А вот в среднем женщины ниже. И масса мозга в среднем меньше у женщин.

В последние десятилетия произошёл сдвиг в осмыслении этих различий. Он состоит в том, что многие различия по способностям — например, творческим, политическим, научным — которые наблюдались между мужчинами и женщинами раньше — например, в XIX веке, в начале XX века, — были обусловлены не биологическими различиями между полами, а культурными традициями. Женщины не получали хорошего образования и т.д. А в последние десятилетия этот культурный разрыв между полами сокращается. Всё больше женщин идут в науку, проявляют себя в искусстве и литературе не хуже, а иногда и лучше мужчин.

Когда учёные XIX века рассуждали о том, что женщина в принципе не способна к математике или политике — эти рассуждения были неверными. Потому что в XIX веке культурные традиции в цивилизованных обществах не позволяли женщинам проявить свои творческие способности. А в современном обществе с этим стало получше — и различия сгладились и стёрлись. В некоторых областях, в том числе научных, женщины уже опережают мужчин и вперёд выходят. Например, в зоопсихологии — изучении интеллекта и разумного поведения у животных — и в некоторых областях антропологии как-то традиционно в России женщин больше, чем мужчин. И успехи у них заметнее.

XX2 ВЕК. Я знаю, что когда-то главной областью ваших научных интересов были ископаемые морские ежи. Но сейчас вы пишете и читаете лекции на совершенно разные темы — например, скоро в продажу выходит ваша с Еленой Наймарк новая книга, в которой говорится в том числе о египетских мумиях. В связи с этим вопрос — что вас интересует всё-таки больше — то, что подревнее, вроде предков млекопитающих, или то, что посвежее — неандертальцы, например?

А. М. Ой, даже затрудняюсь сказать. Мне интересно всё, что помогает понять, как устроена жизнь и как она эволюционирует. Для меня есть захватывающие интересные темы и в ранней эволюции млекопитающих, и в происхождении многоклеточных животных, и в эукариотической клетке. И есть не менее волнующие темы в изучении эволюции Хомо сапиенс и других поздних видов Homo — неандертальцев, денисовцев. Палеогенетика вообще потрясающе интересна. Она раскрывает такие тайны, которые, казалось, никогда никто не раскроет. А вот пожалуйста!

Так что мне вся эволюция жизни на Земле интересна. А эволюция человека особенно интересна, потому что человек — очень необычный вид животных.

XX2 ВЕК. Многие считают, что в науке уже не происходит громких и ярких открытий — все они позади. Но всё-таки — какое открытие в биологической эволюции за последний год вы считаете самым ярким и важным?

А. М. На мой взгляд, интересные открытия совершаются постоянно. Но случаев, когда новое открытие всё ставит с ног на голову и опрокидывает прежние представления, и все говорят: «Ах! Мы думали, всё наоборот»… Такое случается всё реже и реже.

XX2 ВЕК. О чём это говорит?

А. М. О том, что наука всё реже ошибается и становится всё более развитой. Наши научные модели, которые мы строим, всё ближе и ближе к реальности. Поэтому уже мало шансов, что какая-то развитая научная область будет внезапно опрокинута новым открытием. При этом, конечно, в науке осталось бесконечно много загадок. Правда, они уже не такие общеизвестные и всем понятные, как были раньше, и неспециалисту может показаться, что учёные копаются в никому не нужных непонятных мелочах. Но для исследователей это не мелочи, а животрепещущие и важные вопросы. Одни вопросы решаются, появляются другие… И конца открытиям не видно.

XX2 ВЕК. А можете всё-таки привести конкретный пример значимого открытия последнего года?

А. М. Последние полтора года все сидят на карантине, всем тошно… Но, тем не менее, наука продолжает двигаться каким-то образом. Когда меня спрашивают о крупных открытиях последнего времени, я просто открываю сайт «Элементы» и смотрю, по каким научным статьям я писал новости за последний год…

XX2 ВЕК. В последней вашей новости, если не ошибаюсь, шла речь о том, что все домашние лошади произошли от одной популяции — прикаспийской.

А. М. Да-да, я писал про лошадок и новые методы палеогенетики и палеопротеомики, которые раскрывают застарелые загадки. Историки, антропологи и археологи десятилетиями и чуть ли не веками спорили, где и когда появились домашние лошади, где впервые приручили лошадь. Существовали разные гипотезы — анатолийская, черноморская, центрально-азиатская, якутская… В общем, археологи спорили десятилетиями на эту тему, но потом пришли палеогенетики, взяли археологический материал по лошадям, выделили ДНК из почти 300 древних лошадей, всё отсеквенировали, проанализировали и совершенно однозначно показали, что все домашние лошади происходят от популяции, которая жила в причерноморско-каспийских степях. Район одомашнивания лошади довольно чётко очерчен — это нижнее, может быть среднее течение Дона и Волги. И именно там произошло одомашнивание около 2200 года до н. э. Хотя попытки одомашнивания наверняка предпринимались и раньше. Но вот успеха добились только в 2200 году до н.э. — и одомашненная лошадь стала стремительно распространяться повсюду, вытесняя всех остальных лошадей. И это окончательный вывод — крайне мало шансов, что учёные опровергнут полученные данные и скажут, например, что лошадь одомашнили в Центральной Азии.

Насколько это великое открытие? Лично мне кажется, оно очень интересное.

XX2 ВЕК. Мне тоже.

А. М. Но оно не переворачивает с ног на голову всю науку. Просто мы не знали раньше, где и когда одомашнили лошадей, а теперь вот знаем.

Приведу пример ещё одного недавнего исследования. Специалисты недавно новыми методами изучили клеточное строение губок. Губки — это одни из самых примитивных многоклеточных животных, у которых нет ни тканей, ни органов, но есть разные типы клеток. Многие специалисты считают, что изучение губок прольёт свет на происхождение животных и ранние этапы их эволюции. У губок нет нервной системы, нервных и мышечных клеток. Что сделали учёные? Они применили новые мощнейшие технологии и секвенировали транскриптомы из отдельных клеток губки-бадяги. Иными словами, посмотрели, какие гены включены в каждой отдельной клетке у этого организма — а всего изучили более 10 тыс. индивидуальных клеток губок. И в итоге учёные пришли к пониманию того, откуда у более сложных животных взялись нервные и мышечные клетки. У губок в некоторых типах клеток есть такие свойства, которые в ходе дальнейшей эволюции могли лечь в основу нервной системы и мышц. Для зоологов и эволюционистов это исследование — довольно-таки важное. И примеров таких исследований, которые значимы для учёных, но могут показаться неинтересными неспециалистам — великое множество.

XX2 ВЕК. Ещё про вашу книгу: есть ли в ней какие-то данные, которые противоречат информации в ваших предыдущих произведениях?

А. М. Первые два тома писались больше десяти лет назад, но с тех пор в науке ничего не встало с ног на голову. Однако произошли многочисленные уточнения, смещения акцентов, появления новых факторов в поле зрения учёных, которые раньше недооценивались, а сейчас стали учитываться… Этого сколько угодно — что и свидетельствует о поступательном развитии науки.

Некоторые результаты исследований, описанных в первых двух томах, оказались под сомнением и проходят сейчас разные перепроверки, идут дебаты по их поводу. Но в целом это нормальный научный процесс.

XX2 ВЕК. Насколько я знаю, сейчас до сих пор некоторые палеогенетики и археологи не во всём сходятся друг с другом — по поводу датировок древних людей, например.

А. М. По поводу датировок, конечно, идут споры. Разные методы дают не всегда похожие результаты. Сейчас существует очень большой выбор методов датировки разных древних событий — и все они имеют какие-то недостатки, точность никогда не бывает абсолютной. И хорошо, когда одно и то же событие датируется разными методами — и все методы дают похожий результат. Но так бывает редко — и приходится изощряться, разбираться, почему возникают несостыковки. Применяются сейчас разные сложные обобщающие алгоритмы, основанные на байесовской логике, которые берут все собранные данные, и на их основе рассчитывается наиболее вероятная датировка. Но в целом тенденция такая: методы становятся всё точнее, диапазон неопределённости сжимается, а точность датировок постепенно растёт.

Например, разобрались наконец-то учёные с датировками Денисовой пещеры — это была большая проблема. Пещерные отложения оказались очень трудными для датирования прежними методами. Учёные раньше применяли люминесцентные датировки, но они давали очень большой разброс — и результаты вызывали сомнения. А сейчас удалось применить ещё ряд методов, разобраться в стратиграфии, появились новые палеогенетические методы определения возраста… И в итоге картина стала гораздо яснее с датировками. Теперь мы знаем, когда в этой пещере впервые появляются признаки присутствия людей, когда там жили денисовцы и неандертальцы… Был период, кстати, когда денисовцы и неандертальцы там «тусовались» попеременно. Или даже вместе посещали эту пещеру!

Это очень интересный и захватывающий процесс — постепенного уточнения датировок всяких древних событий.

XX2 ВЕК. То есть яростных споров, как раньше, между учёными больше нет?

А. М. Споры-то остаются яростными! Но масштаб разногласий, по поводу которых идут споры, как мне кажется, со временем постепенно уменьшается.

XX2 ВЕК. Вас часто спрашивают, что изменилось в понимании теории эволюции со времён Дарвина… Меня интересует немного другой вопрос: какие ещё остались спорные моменты в теории эволюции, которые ещё только предстоит исследовать учёным?

А. М. Конечно, эволюционистам есть, чем заниматься. В каждом направлении эволюционных исследований остались нерешённые вопросы разной степени фундаментальности. Например, нет у нас ещё достаточно чёткого понимания того, как генотип реализуется в фенотипе — связь генов с признаками, как именно зашифровано строение сложного организма в его геноме. Поскольку знаний об этом пока ещё недостаточно, очень трудно разобраться в механизмах эволюции сложных органов и сложных признаков.

Примеров детально расшифрованных на молекулярном уровне эволюционных событий такого рода очень мало. Мы, например, не до конца представляем, как именно проходило становление нервной системы у древних животных, появилась ли нервная система только один раз или два раза независимо, и тем более мы не знаем, какие именно мутации, поддержанные отбором, обеспечили появление нервной системы, где и когда эти мутации возникли. Много вопросов осталось, связанных с эволюцией онтогенеза. Многоклеточные животные развиваются из одной клетки в ходе очень сложного процесса индивидуального развития, в котором далеко не всё ещё понятно. И эволюционирует не готовый взрослый фенотип, а меняется процесс онтогенеза. Большой прогресс достигнут в изучении механизмов онтогенеза, но всё равно понять и открыть нам предстоит массу всего.

Ещё есть теоретические разногласия, касающиеся относительной важности разных эволюционных механизмов. По-видимому, все основные механизмы, как могут появляться разные новшества, уже известны в виде гипотез. Но насколько в реальной эволюции эти механизмы важны и часто реализуются — это пока не совсем понятно, и из-за этого продолжаются споры.

XX2 ВЕК. Можете привести пример?

А. М. Есть такой механизм, который называется генетическая ассимиляция — это когда эволюционное изменение начинается с фенотипа, а только потом фиксируется в геноме — это вполне дарвиновский механизм, который имеет поверхностное сходство с ламарковским наследованием приобретенных признаков. Известно, что генотип определяет фенотип не со стопроцентной точностью, а с некоторой вероятностью — при одном и том же генотипе, в зависимости от условий и случайностей, фенотипы получаются разные. И в пределах этой средовой изменчивости могут возникать новые варианты морфологии и физиологии, которые окажутся полезными — и тогда будет идти отбор на закрепление генетических вариантов, которые повышают вероятность реализации именно такого удачного фенотипа. И тогда получается, что эволюционное новшество сначала возникает как ненаследственная вариация, но потом, под действием нормального дарвиновского отбора, происходит вписывание в геном этого фенотипического новшества. После этого оно возникает уже не случайно и только у некоторых особей, а почти всегда. Это и есть генетическая ассимиляция. Одни учёные считают, что это, в общем-то, ерунда и очень редкая и второстепенная вещь, а другие думают, что это магистральный путь — и чуть ли не все важные эволюционные новшества возникают именно так. Вот такого рода споры идут.

А споров по поводу того, есть ли вообще генетическая ассимиляция, нет.

XX2 ВЕК. Десять—двенадцать лет назад мы знали вас как борца с креационизмом… А что сейчас? Вы больше не боретесь с мракобесием, а просто популяризируете науку для тех, кто в этом заинтересован?

А. М. Вы правы — такая перемена действительно у меня произошла. Сначала, когда я только делал первые шаги в популяризации, мне казалось, что креационизм — это просто потрясающая глупость, которая идёт от необразованности людей. Ведь, если познакомиться с биологическими фактами, то сомневаться в эволюции становится просто невозможно! И мне казалось, что, если объяснить людям какие-то фундаментальные факты, которые они не знают — то сразу все поймут, что да, биологическая эволюция — это реальность, а креационизм — это глупость. Но достаточно быстро я убедился, что часто, если у человека какая-то дурь сидит в голове, то медицина бессильна. Его не переубедишь никакими доводами. Любые самые убедительные научные аргументы просто отскакивают как от стенки горох. И поэтому я довольно быстро решил, что уже достаточно сделано в этой области. Мы действительно с коллегами опубликовали ряд материалов, вышло достаточное количество хороших книг об эволюции — в том числе переводных. Например, недавно вышла книга Джерри Койна «Эволюция. Неопровержимые доказательства», которую редактировала тогда ещё аспирантка, а теперь сотрудница кафедры биологической эволюции Яна Шурупова.

То есть материалов для интересующегося человека, который хочет разобраться в имеющихся доказательствах эволюции, достаточно. Ну и хватит уже. И вообще, мне уже надоело с дураками бороться — мне гораздо интереснее следить за прогрессом науки и самому по мере сил в этом участвовать. И делиться с интересующимися людьми тем, что получается. Тем, что мне самому интересно. Великих задач по изменению общества и перевоспитанию населения я не ставлю уже давно. И сейчас мной движут совершенно эгоистические интересы. Поэтому я рассказываю только то, что мне самому интересно и кажется важным. Кто хочет — слушает, кто не хочет — не слушает. Вот и всё.

XX2 ВЕК. А какой наукой вы сейчас занимаетесь? Расскажите, пожалуйста, какие опыты и эксперименты вы ставите в лаборатории…

А. М. Учёные, как правило, занимаются какой-то узкой темой, которая для неспециалиста может показаться малоинтересной — потому что вся наука поделена на множество направлений, и каждая группа в каждой лаборатории копает какую-то мелочь — например, функцию мозжечка у рыбки изучает… Нужно приложить усилия, чтобы рассказать об этом широкой публике так, чтобы широкая публика прониклась.

Сейчас мы занимаемся несколькими темами. В частности, у нас идёт эксперимент на дрозофилах, которые адаптируются к разным неблагоприятным условиям — и мы следим, как у них происходит эволюция. Мы сейчас смотрим, как микробиота влияет на адаптацию. Это ещё не до конца изученная в эволюционной биологии тема — когда какое-то животное адаптируется к новым условиям, вот оно адаптировалось. А за счёт чего? Как-то по умолчанию было принято считать, что, по Дарвину, изменился генофонд самой эволюционирующей популяции животных… То есть изменились сами животные. Но в действительности похоже, что во многих случаях адаптация, по крайней мере на ранних этапах, может во многом идти за счёт изменения микробиоты. Каждый многоклеточный организм — будь то животное или растение — это такое многовидовое сообщество. Потому что у каждого организма есть куча всяких сопутствующих бактерий, одноклеточных грибов и прочих симбионтов и паразитов, которые тоже эволюционируют — меняется их состав, численность… И за счёт изменений микробиоты тоже может происходить адаптация. А микробиота порой может наследоваться.

Она, конечно, не так хорошо и надёжно наследуется, как генотип, но тоже может передаваться от родителей к потомкам довольно устойчиво. И изменения симбиотических бактерий или (как в случае дрозофил) дрожжей могут вносить вклад в адаптацию насекомых к новым неблагоприятным условиям. И мы показали, что это действительно так, что так бывает — и сейчас мы пытаемся разобраться во влиянии микробиоты на адаптацию.

Ещё у нас есть тема по культурным традициям и социальному обучению. Одна французская группа биологов-эволюционистов публикует уже лет десять совершенно потрясающие результаты, показывающие, что у дрозофил есть социальное обучение и, возможно, культурные традиции. Они могут копировать поведение друг друга и таким образом могут поведенческую традицию сохранять в ряду поколений. Там речь идёт в основном про выбор брачного партнёра — например, самка дрозофилы смотрит, как другая самка спаривается с самцом с определёнными внешними признаками, а другого самца отвергает. И тогда наблюдательница с большей вероятностью будет спариваться с таким же самцом, что и другая самка. Копирование выбора полового партнёра, в общем.

Французские эволюционисты нашли это у дрозофил. Это очень удивительный результат. В экспериментах учёные использовали визуальные признаки — то есть брали двух самцов, одного пудрили розовой пудрой, а другого — зелёной. И нам известно, что при выборе брачного партнёра дрозофилы ориентируются больше на обонятельные стимулы, звуковые — если самец поёт песенку и машет крылышком, на то, как он танцует и себя ведёт… А зрительные стимулы далеко не главную роль играют. И вообще — зачем самкам-дрозофилам это нужно? Мозг у дрозофил довольно простой… И это все выглядит достаточно странно для опытных биологов-дрозофилистов. Мы попытались воспроизвести эти результаты, я вообще давно хочу изучать культурные традиции на дрозофилах… Если бы можно было изучать культурные традиции на дрозофилах, это было бы прекрасно. Но у нас пока ничего не получилось, у нас эти результаты не воспроизвелись. Мы написали в научном журнале, что попытались воспроизвести результаты французских исследователей, но у нас ничего не вышло. Наши дрозофилы выбирают партнёров, невзирая на то, что они видели, каким самцам отдают предпочтение другие самки.

Ещё у нас есть публикация о том, как мы попытались воспроизвести результаты ещё одного громкого исследования — по быстрому видообразованию у дрозофил в результате адаптации к разным диетам. Мы попытались это воспроизвести, но с иным дизайном эксперимента, — у нас результаты не до конца воспроизвелись. И нам удалось показать, что интерпретации тех учёных, скорее всего, были неправильные.

То есть иногда приходится заниматься научными закрытиями. Это менее интересная, но тоже необходимая часть научного процесса. Сейчас, к счастью, научное сообщество это осознаёт, и в научных журналах вполне охотно принимают такие работы. Раньше было довольно сложно это опубликовать — если у вас ничего не получилось, то что тогда публиковать? А сейчас поняли, что это важно. Если публиковать только положительные результаты, то получится искажение. Может быть, ученые много раз пытались обнаружить какой-то эффект — но в двух случаях получилось, а в восьми — нет. Но публикуется только статья с удачными экспериментами — и у читателей складывается впечатление, что эффект есть и он доказан. А если публиковать отрицательные результаты тоже, то картина получится более объективная.

Я сейчас заинтересовался ролью социального обучения и культурных традиций — мы с сыном с помощью компьютерного моделирования пытаемся — это уже теоретические работы — понять, какой вклад могла культура и социальное обучение внести в эволюцию человека. Очень интересный получается результат.

XX2 ВЕК. По вашему совету я недавно в подарок мужу купила книгу «Остались одни» Криса Стрингера. А вы можете посоветовать ещё свежий интересный научпоп про эволюцию?

А. М. Да, «Остались одни» — очень хорошая книга, которую, кстати, переводила моя супруга Елена Наймарк. Ещё рекомендую книгу по эволюции человека «Неандерталец» Сванте Пэабо, в ней рассказывается о создании палеогенетики. И «Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом» Дэвида Райха — одного из отцов палеогентики и соратника Пэабо. В своей книге Райх рассказывает про современные достижения в изучении истории человечества.

А если вам интересно почитать о том, как человек стал безволосым, то советую «Странную обезьяну. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета?» популяризатора антропологии Александра Соколова.

Беседовала — Екатерина Шутова, «XX2 ВЕК».

Интервью впервые было опубликовано 15 ноября 2021 года на портале «XX2 ВЕК».

✳ Друзья! Если вам нравится то, что мы делаем, вы очень поможете нам, подписавшись на канал «XX2 век». Также мы будем рады вашим лайкам и комментариям. Поддержите распространение научного знания и научного взгляда на мир.