Наступил 1967 год. В постоянных делах и заботах незаметно приблизился знаменательный день – день сдачи экзаменов, который был назначен на 27.05.67г. Помню, день был солнечный, теплый, весна бушевала зеленью и цветами во всей своей красе, всё казалось праздничным и торжественным. Наш музей тоже преобразился, стал, как бы, ещё уютнее от принесённых выпускниками цветов. Наступила торжественная минута.
Экзаменационная комиссия, в составе председателя Н. С. Холмецкой и членов: Ю. Б. Заславского – руководителя кружка, М. В. Вершинина, В. А. Изварина, представителей ГОРОНО, заняла свои места, и экзамены начались. Первым из отвечающих на билет был я. Вопросов было пять – это и геология, минералогия, даже химия, разведка полезных ископаемых, техника безопасности. Было дано время на подготовку, но знания, полученные в кружке, так прочно сидели в моей голове, что я начал отвечать сразу же, как только вытащил билет. Ответив на все вопросы по билету, мне пришлось также отвечать и на дополнительные вопросы от членов комиссии и это испытание я также, с честью, выдержал. Ребята, ожидавшие за дверью своей очереди, очень волновались, но, когда я вышел и вкратце рассказал что и как, волнение их улеглось, и все успешно сдали экзамены. Комиссия, особенно представители ГОРОНО, очень высоко оценила работу кружка и его руководителя З.Ю.Б., наши знания, полученные на занятиях, и после этого вручила нам «Удостоверения инструкторов-минералогов» и ценные подарки. Я получил «Удостоверение» за №1 и ценный подарок – двухтомник «Полевая геология» с дарственной надписью. Все были радостными и возбужденными, особенно З.Ю.Б., чья деятельность так высоко оценена, ведь это давало предпосылку к тому, что наш кружок будет признан лучшим в городе, что впоследствии и произошло.
Торжество закончилось, и начались рядовые будни. Завершился учебный год в школах и техникумах, где так же сданы экзамены. Началась интенсивная подготовка к походу, который по своей сложности и продолжительности превосходил все предыдущие. Тщательно обсуждалась каждая кандидатура, до мелочей прорабатывался маршрут, снаряжение и другие не менее важные моменты. Количество участников составляло 15 человек вместе с руководителем, и это мы считали самым оптимальным решением. Из «старичков» были Томашевич Е., Чекусов Ю., Лихачёв В., Здор Ю., Павлов М., Жилин А., а вот из «новичков» я помню Ковальчука Н. Хитрова В., Сергеева Володю, а фамилии остальных мальчишек, к сожалению, стёрлись из памяти. Были в составе группы и две девочки ( одна из них Кирьянова Наташа).
Маршрут был утверждён следующий: г. Озёрск – г. Свердловск – г. Алапаевск – п. Нейво-Шайтанский – п. Н. Алабашка – с. Мурзинка – д. Кайгородская – д. Южакова – д. Фирсова – д. Корнилово – ст. Мурзинка – г. Свердловск – г. Озёрск.
Продолжительность похода – 20-25 дней, начало в 20-х числах июля. Надо сразу сказать, что выше упомянутый маршрут предполагал посещение и детальное изучение определённых пунктов, где были намечены длительные стоянки. Остальные же посёлки и деревни являлись промежуточными, где мы особо не задерживались. Основной целью этой экспедиции были, конечно же, д. Н. Алабашка с её знаменитыми копями Мокрушей, Тысячницей, Мыльницей, Хрустальной и др., а также знаменитая Мурзинка – с гор. Ватихой и гор. Тальяном.
Итак, путешествие началось. За первый день мы добрались до г. Алапаевска, где должны были пересесть на поезд, следующий до п. Нейво-Шайтанский. Времени до отправления было достаточно, и мы успели посетить отвалы карьера, расположенного неподалёку от города. Но так, как наши мысли были заняты только Мурзинкой и Н. Алабашкой, эта вылазка приобрела чисто экскурсионный характер.
Наконец, мы в поезде, который поразил всех нас своими размерами. Как оказалось, железная дорога была узкоколейкой, и поэтому и паровоз, и вагоны были маленькие, похожие на игрушечные. Это нас очень развеселило – приятно было прокатиться на таком чуде!
Когда поезд тронулся, мы приникли к окнам, за которыми мелькали неповторимые пейзажи, стараясь запомнить всю красоту окружающей природы.
Незаметно пролетело время, и мы прибыли в Нейво-Шайтанский, откуда начинался путь в край самоцветов. Нам предстояло засветло преодолеть 19 км пешком, поэтому после коротких сборов, мы отправились в дорогу, которая пролегала среди непроходимого леса. Удаляясь всё дальше и дальше от посёлка, мы обратили внимание на то, что лес, казавшийся непроходимым, был весь изрыт, в ямах и закопушках, уже оплывших от времени. Он живо напоминал о безвестных горщиках и старателях, пытавшихся в стародавние времена найти своё счастье в образе самоцветов. Наличие столь красноречивых признаков былого старательства ещё больше раззадоривало наше воображение и заставляло идти вперёд и вперёд с минимальным числом остановок на кратковременный отдых. Уже к вечеру мы вошли в дер. Н. Алабашка, уютно расположившуюся на правом берегу одноимённой речки. Проблем с ночлегом не было, т.к. из двадцати домов, стоящих в деревне, только в двух жили люди, а остальные пустовали. Мы расположились на чердаке первого дома и начали обустраиваться на ночлег. Работа закипела: кто носил сено на чердак, кто занимался заготовкой дров, кто кашеварил. Во время ужина к нам подошёл парнишка, оказавшийся местным жителем. Мы познакомились, пригласили его за стол, и после чаепития разговорились. Виктор Титов, так звали молодого человека, живёт в Н. Алабашке со своими родителями, летом помогает по хозяйству, а зимой учится в школе, которая находится в деревне В. Алабашка, что в трёх километрах отсюда. Людей здесь не бывает, не считая двух стариков и семьи Виктора, и поэтому наше появление стало для него ярким и незабываемым событием. Зная окрестные леса и копи, как свои пять пальцев, Виктор с большой охотой принял предложение стать нашим проводником. Вообще, всё складывалось для нас самым благоприятным образом. Быстро пролетели остатки вечера, наступила ночь, но всей нашей команде было не до сна. Каждый из участников похода ощущал приближение к самому сокровенному – поиску самоцветов в «геологической Мекке Урала».
И этот момент настал. Наступило утро, тёплое, солнечное и радостное. Казалось, каждый лучик, каждая росинка на кончике трепещущего листа торопили нас на встречу с прекрасным. Быстро управились с завтраком, собрали необходимые инструменты и, оставив двоих дежурных в доме, в сопровождении нашего гида Виктора мы отправились в путь. Самоцветные копи Мокруша, Голодная, Мыльница и ряд других находятся между Верхней и Нижней Алабашками, примерно в полутора километрах от последней. Влекомые азартом, мы это расстояние преодолели очень быстро, но, когда свернули в лес, к копям, наше продвижение резко замедлилось. Опасность состояла в том, что по пути следования группы было много заброшенных открытых разработок, заросших густой травой и кустарником, практически незаметных, но очень глубоких. Но честь и хвала нашему проводнику: по едва заметной тропе он вывел нас на знаменитую Мокрушу и прилегающие к ней другие копи, попутно показывая опасные места. В дальнейшем нам это очень пригодилось.
Копи находятся в лесу и представляют собой либо не очень глубокие, но довольно широкие, оплывшие и заросшие ямы, либо узкие шурфы, очень глубокие, напоминающие щели, стенки которых укреплены бревнами, и расположены на ограниченном пространстве рядом друг с другом. Нас же интересовало содержимое отвалов, которых было множество, и, получив инструктаж по правилам безопасности от З.Ю.Б., мы приступили к работе, которой, как оказалось, было непочатый край.
Первые находки окрылили всех участников, и это лишний раз доказывало, насколько богата самоцветами Уральская земля. Я перебирал старый отвал копи Мокруша и первой моей находкой был прекрасный образец – сросток кристаллов мориона на кристалле полевого шпата-микроклина. На мой радостный вопль сбежались все, образец переходил из рук в руки, ребята восхищались им, было видно, как горели их глаза. Каждый понял, что эта находка только начало кропотливой работы и добычи новых образцов, не менее интересных. После этой паузы ребята вновь разбрелись на выбранные места и возобновили поиски, которые подарили им немало красивых образцов. Потрясало то, что отвалы, перерабатывающиеся не одну сотню лет, до сих пор содержали в себе немало прекрасного материала.
Перебирая каждый камень отвала, я восхищался разнообразием минералов, которые проходили через мои руки. Здесь попадались черные турмалины-шерлы, отдельные кристаллы и сростки, вино-желтые бериллы, морионы, полевые шпаты с вросшими кристаллами морионов, альбиты, осколки и небольшие кристаллы топаза, сростки кристаллов зеленоватого мусковита, чудесные лепидолиты, великолепный графический пегматит и многое другое. Не надо думать, что все выше перечисленное просто валяется под ногами. Для того чтобы найти что-нибудь стоящее, нужно было перелопатить очень много пустой породы, пересмотреть каждый образец. Труд тяжелый, но радовало то, что времени много и, конечно, надежда, что найдешь нечто неординарное.
Итак, первый день работы на Мокруше продолжался. Мы все настолько были увлечены поисками, что не хотелось прерываться даже на обед и поэтому, получив свою порцию, съедали ее на рабочих местах. Настроение у всех радостное: ведь ни один из нас не остался без трофеев, каждый что-то нашел.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...