Найти тему
Наталия Дербенева

Как справиться с кризисом трех лет?

Каждый родитель сталкивался с тем, что поведение его ребенка по мере взросления резко менялось. Первый подобный переход мы наблюдаем, как правило, в трехлетнем возрасте и называем его кризисом. О том, почему он происходит, чем сложен и каких мер требует со стороны родителя, разбираемся в материале для издания “Нет – это нормально”.

Основные черты кризиса трех лет

Негативизм. Ребенок стремится все сделать вопреки желаниям и просьбам родителей. Остро реагирует не на само предложение, а на факт того, что оно поступает от взрослых.

Упрямство. Реакция не на предложение, а на собственное решение. Например, после того, как ребенок проснулся, мама или папа зовут его к завтраку, но он в течение долгого времени не соглашается вставать с кровати, хотя ему самому уже надоело лежать.

Строптивость. Она направлена не на родителей, а против норм и образа жизни ребенка до трех лет.

Своеволие. Борьба за самостоятельность, постоянное желание сделать что-то без помощи, даже если ребенок никогда не брался за эту задачу раньше.

Протест-бунт. Ребенок находится в состоянии конфликта со всеми окружающими людьми, включая малознакомых. Может провоцировать ссоры в семье и даже проявлять агрессию.

Обесценивание. Изменяется отношение к любимым игрушкам, вещам, еде и даже людям. Ребенок может стукнуть маму или папу, сказать гадость или даже сломать любимую машинку.

Деспотизм. Он проявляется в желании ребенка занять главенствующее положение в семье. Маленький диктатор требует выполнения всех его желаний, а отказы встречает истериками.

Зачем ребенку кризис?

  1. Социализация. В жизни трехлетнего ребенка, который начал ходить в сад, появляется много новых людей. Общение со сверстниками и взрослыми в лице воспитателей и педагогов подталкивает его к развитию навыков коммуникации и исследованию норм общения за пределами семьи. Однако не всегда это дается легко, особенно если дело доходит до разрешения конфликта из-за игрушки, которую не удалось поделить.
  2. Самоидентификация. Ребенок начинает сепарироваться от матери и осознавать себя как отдельную личность. С этим как раз связаны “негативизм” и “упрямство”, о которых говорил Выготский. Ребенок стремится к самостоятельности, делает что-либо вопреки желаниям родителей, показывает, что может обходиться без чьей-либо помощи. Иногда может даже делать это в ущерб себе.
  3. Развитие эмоционального интеллекта. Эмоции детей всегда очень ситуативны. Они поглощают все внимание ребенка, поэтому контролировать их очень сложно. Во время кризиса трех лет дети лишь учатся постепенно распознавать их, ищут причины своих горестей и радостей. Это очень непростой процесс, в течение которого ребенку нужна помощь взрослого, чтобы дать названия эмоциям и объяснить их.

6 советов, которые помогут пережить кризис трех лет

  1. Разрешите ребенку быть самостоятельным. В возрасте трех лет дети начинают отрабатывать новые навыки, узнавать свои возможности и знакомиться с окружающей их средой. Если ребенок хочет сам налить сок в стакан, позвольте ему сделать это, даже если знаете, что часть содержимого прольется. Только из таких, казалось бы, маленьких и незначительных действий, будут формироваться самооценка и самостоятельность ребенка.
  2. Избегайте гиперопеки. Существует даже термин «запланированное падение»: если вы сказали, что пол мокрый и на нем можно поскользнуться, а ребенок не отреагировал на замечание, то позвольте ему пробежать по этому полу, несмотря на риск падения и ушиба. Кризис трех лет – это естественный период обретения самостоятельности и принятия своих ошибок, не нужно нарушать его ход, ограничивая ребенка в познавательной активности.
  3. Согласовывайте требования внутри семьи. Взрослые должны сходиться во мнении относительно каких-либо действий ребенка: если мама не разрешила есть сладкое перед обедом, значит и папе не следует разрешать. Отсутствие этой согласованности очень быстро считывается ребенком, он начинает пользоваться вторичной выгодой и манипулировать.
  4. Предоставляйте выбор. Ребенку важно чувствовать, что он имеет право голоса. Разрешите ему выбрать ботинки для прогулки, фрукты на перекус или зубную пасту, которой он воспользуется. Результат этих действий в любом случае предопределен родителем: вне зависимости от выбранной зубной пасты, ребенок все равно почистит зубы. Но при этом мы даем ребенку право выбора, тем самым показывая, что уважаем его мнение.
  5. Сохраняйте спокойствие. Если вы раздражены, лучше оставьте малыша с другим родителем на несколько минут или скажите, что вы будете готовы поговорить/поиграть с ним позже. Не стоит терпеть поведение ребенка с натянутой улыбкой: следите за своим состоянием и не бойтесь просить о помощи. Поддержание эмоциональной стабильности только благоприятно скажется на коммуникации с ребенком.
  6. Хвалите. Ребенку сложно отличить плохое от хорошего, любое поведение для него – естественно. В этот период родителю следует закреплять хорошее поведение с помощью положительных стимулов. Если малыш убрал за собой игрушки, отметьте, что он большой молодец и отлично постарался. Однако давать сладости или покупать что-то за такие простые задачи не стоит, чтобы не перейти с похвалы на подкуп.