Найти в Дзене
ЛЕНЖЕН

Любителям камня посвящается ... часть 4

После похода началась обычная для меня жизнь. Остатки лета пролетели быстро, почти незаметно. Так как многие друзья отсутствовали в городе по разным причинам, мы втроём, т.е. С. Крюков, В. Гусев и я, продолжали свои минералогические изыскания, и особый упор был сделан на затопленный карьер на Горках. Уже в какой раз мы приезжали туда, вроде всё знакомо, и, тем не менее, при более тщательном обследовании, находили всё новые и новые образцы и минералы, ранее не встреченные нами. Были найдены образцы эпидота в кварце, цоизиты, кристаллы пирита в хлоритовом сланце, кальцит, кристаллы и друзы адуляра, и, конечно, горный хрусталь в различных проявлениях. После Горок наши поиски передвинулись в район ДСК, где при закладке будущего садового товарищества, были обнаружены несколько жил горного хрусталя, как мы его для себя называли – черноголовика, замещенного прохлоритом. С наступлением зимы наши вылазки приостановились, зато возобновились занятия в кружке, где мы начали подготовку к переезду
Любителям камня посвящается... часть 1
ЛЕНЖЕН22 апреля 2023
Любителям камня посвящается... часть 2
ЛЕНЖЕН23 апреля 2023
Любителям камня посвящается ... часть 3
ЛЕНЖЕН23 апреля 2023

После похода началась обычная для меня жизнь. Остатки лета пролетели быстро, почти незаметно. Так как многие друзья отсутствовали в городе по разным причинам, мы втроём, т.е. С. Крюков, В. Гусев и я, продолжали свои минералогические изыскания, и особый упор был сделан на затопленный карьер на Горках. Уже в какой раз мы приезжали туда, вроде всё знакомо, и, тем не менее, при более тщательном обследовании, находили всё новые и новые образцы и минералы, ранее не встреченные нами. Были найдены образцы эпидота в кварце, цоизиты, кристаллы пирита в хлоритовом сланце, кальцит, кристаллы и друзы адуляра, и, конечно, горный хрусталь в различных проявлениях. После Горок наши поиски передвинулись в район ДСК, где при закладке будущего садового товарищества, были обнаружены несколько жил горного хрусталя, как мы его для себя называли – черноголовика, замещенного прохлоритом.

С наступлением зимы наши вылазки приостановились, зато возобновились занятия в кружке, где мы начали подготовку к переезду в новое здание СЮН, которое строители обещали сдать к лету 1965 года, так что зима и весна пролетели в приятных хлопотах.

Новое здание СЮН, ныне Детский эколого-биологический центр, г. Озёрск.
Новое здание СЮН, ныне Детский эколого-биологический центр, г. Озёрск.

В начале весны З.Ю.Б. вновь сообщил нам о походе, который предполагалось провести в г. Свердловске и его окрестностях, и в том же составе, что и летом 1964 года. Условия для участия были те же самые, что и год назад, поэтому мы знали, что нужно делать и были к этому готовы. Поход был назначен на середину июля, т.к. почти все участники оканчивали школу и поступали в учебные заведения города и области. Так, С. Крюков поступил в Миасский геологоразведочный техникум, В. Гусев был студентом 44 училища, я поступил в наш ЮУПТ. По прошествии этих процедур мы приступили к подготовке похода по отработанной схеме. Деньги на поездку мы заработали тем, что своими силами осуществили переезд из старого здания СЮН в новое. Нам было радостно оттого, что для нашего кружка и, одновременно, музея было выделено большое, светлое и очень удобное помещение. Огромную роль в оборудовании его стеллажами и витринами сыграл мой отец, который вместе с З.Ю.Б. разработал рабочие эскизы и заказал изготовление в нашем ДОКе ЮУС. Наконец, все подготовительные работы завершены, проведён накануне инструктаж по правилам поведения в большом городе, технике безопасности, определена дата выезда и предстоящие маршруты.

И вот мы в Свердловске, где должны были провести большую часть времени из запланированных 15 походных дней. Поселились в гостинице «Большой Урал», которая находится в центре города, и это было очень удобно, т.к. большинство музеев и памятных мест находились рядом. Наше знакомство со столицей Среднего Урала, колыбели камнерезного и ювелирного искусства, мы начали с посещения минералогического музея имени В. В. Вахрушева. В этом музее представлена вся палитра и красота минеральных богатств, расположенных на территории Урала – от Заполярья до Мугоджар. За один день обойти залы, ознакомиться с минералами и горными породами, историей возникновения, жизни и старения Уральских гор, практически невозможно и поэтому, для досконального изучения выше перечисленного, мы провели в стенах этого замечательного здания четыре дня, причём часто конспектировали интересующие нас моменты, касающиеся образования минералов. Самым любимым мною помещением был 4 этаж музея, где находилась великолепная коллекция минералов, поделочных и драгоценных камней, и я при каждом посещении старался, как можно дольше находиться там, запоминать внешний вид камней, диагностические, отличительные признаки, новые названия, и просто отдыхать среди этой красоты.

В последующие дни мы посещали краеведческие музеи, где всегда экспонировались выставки минералов, были в областном Дворце пионеров и познакомились там с работой местного геологического кружка и музеем, созданным его участниками. Тогда же я впервые увидел дом Ипатьевых, где была расстреляна царская семья, об этом поведал нам З.Ю.Б., когда мы выходили из Дворца. Так же были экскурсии на знаменитую гранильную фабрику, расположенную на берегу реки Исеть, в минералогический цех, выпускающий изделия из камня и знаменитые горки для всего Советского Союза, где после знакомства с работой цеха, нам разрешили покопаться в отвалах, т.е. в отходах производства. В сувенирных магазинах, торгующих как изделиями из камня, так и коллекционным материалом, удавалось приобрести недорогие, но очень интересные и красивые минералы. Все дни были насыщены проводимыми мероприятиями настолько плотно, что к вечеру наша команда чувствовала себя очень усталой. Но это была приятная усталость, сопровождаемая знаниями, приобретенными за минувший день.

Однажды, З.Ю.Б. организовал для нас встречу, которая продлилась часа три, со знаменитым на весь мир геологом, сподвижником и другом академика А. Е. Ферсмана, первооткрывателем многих месторождений полезных ископаемых страны, Григорием Георгиевичем Китаевым. Встреча проходила у ворот его дома, и Г. Г. Китаев так увлекательно рассказывал о своей жизни, открытиях, дружбе с А. Е. Ферсманом, что мы слушали его, раскрыв рты. Всем, особенно мне, так хотелось в тот момент стать таким же, как Григорий Георгиевич – знаменитым геологом, путешественником и первооткрывателем, и эта встреча навсегда осталась в моей памяти.

Дважды наша группа выезжала в г. Березовский – на знаменитое месторождение золота. В здании рудоуправления нам показали коллекцию минералов, которые здесь встречаются, рассказали о способах добычи и обогащения руды, но увидеть весь процесс нам не удалось, т.к. шахта – объект режимный. Зато было разрешено посетить знаменитые отвалы, которые за два дня пребывания на них, подарили нам очень много замечательных образцов, как для музея, так и для личных коллекций. Поражало разнообразие минералов, которые составляли основу этих отвалов. Здесь встречались хрустали, как друзы, так и одиночные кристаллы, пирит, галенит, сфалерит, тетраэдрит, попадались флюорит и крокоит, горная порода березит, названная так по месту находки, и прекрасные натёчные халцедоны различных расцветок и форм. Конечно, не надо думать, что всё это было в изобилии и лежало на поверхности в одном месте. Нам предстояла трудная, кропотливая работа по переборке породы, практически каждый камень прошёл через наши руки, прежде чем попадалось нечто, но мы с честью справились с поставленной задачей.

А время неумолимо пролетало, и, как ни печально, подошёл последний день пребывания в г. Свердловске, который был полностью посвящён сборам в обратный путь.

Вот мы и дома. Как и в прошлый раз, сначала приехали в СЮН, отметились, разгрузились и были отпущены на недельный отдых с тем, чтобы со свежими силами заняться обустройством нашего музея.

В сентябре мы получили заказанное оборудование, установили его и начали заполнять витрины и стеллажи собранным материалом. Наш музей преобразился, стал ещё уютнее. Теперь мы имели возможность изучать минералогию на наглядном примере, по выставленным образцам, а не как раньше, когда приходилось копаться в ящиках, для того, чтобы найти нужный материал.

Но нам хотелось большего. В наших глазах стояла коллекция минералов четвертого этажа музея им. Вахрушева, где каждый образец занимал своё чётко определённое место. Нашей целью стало чёткое и соответствующее системе А. Г. Бетехтина собрание минеральных богатств нашего края, Урала и страны в целом, т.е. мы хотели, чтобы наш музей был одним из лучших в своей отрасли народного образования и, конечно, был бы похож на «Вахрушевский» г. Свердловска, пусть не количественно, но зато качественно. К сожалению, даже те минералы, которые бескорыстно приносились в дар музею, как кружковцами, так и общепризнанными корифеями камня нашего города, не могли в полной мере отразить того, что засело в наших головах. И тогда в администрацию города, СЮНа, ГОРОНО поступило предложение от З.Ю.Б. о приобретении систематизированной коллекции в минералогическом цехе г. Свердловска, и именно той её части, которой нашему музею так не доставало. Учитывая значение минералогического музея в жизни нашего города, деньги были выделены, и в начале лета 1966 года коллекция была приобретена.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...