Найти в Дзене
Книжный мiръ

Вадим Козин: «Я ведь пою так, как пели цыгане Толстому, Тургеневу, Пушкину. Как пели в прошлом веке»

Оглавление

120 лет со дня рождения русского певца, композитора и поэта Вадима Козина (1903-1994)

«На советской довоенной эстраде рядом с именем Вадима Козина трудно поставить равноценного исполнителя по славе, по популярности и по количеству пластинок, расходившихся по стране огромными тиражами. Его необычайной красоты цыганский голос сводил с ума всех, кто его слышал – женщин, мужчин… Афиши, аншлаги, овации – вот мир, в котором жил он, создавая всё новые прекрасные песни, чтоб щедро дарить их с эстрады своим восхищенным слушателям и поклонникам» – писали про Вадима Козина в начале пятидесятых годов в далекой Америке. 

Его имя и сегодня по достоинству стоит в одном ряду с именами прославленных исполнителей ушедшего века, среди которых Сергей Лемешев, Петр Лещенко, Леонид Утесов и Изабелла Юрьева. Биография певца – отражение сложнейшего периода в истории России, когда в кипящем котле революций, войн и репрессий безжалостно ломались жизни и судьбы, но яркая звезда Вадима Козина не переставала светить людям, а слава и признание возвращались к нему снова и снова.   

«Цыганский уголок»

Будущий певец родился в Санкт-Петербурге в купеческой семье. Мама – Вера Ильинская, пела в цыганском хоре; выйдя замуж, выступать перестала, но связи с цыганскими артистами никогда не теряла. 

«Бывало, через анфиладу комнат идет, поскрипывая сапогами, улыбающийся отец. Берет меня на руки и садится рядом с матерью. Отец сам не пел, но песню, особенно цыганскую, любил. А мать возьмет палисандровую гитару, запоет: "Люблю я цветы полевые, люблю их от чистой души, красивы анютины глазки, как дивно они хороши"».

Но такие тихие семейные вечера случались нечасто: в доме стояла кутерьма и веселье, приезжали и уезжали гости – артисты, музыканты и, естественно, нарядные и шумные цыгане. После концертов появлялась блистательная Анастасия Вяльцева, которую обожала вся петербургская театральная публика, привозила детям огромный пакет, наполненный фруктами и конфетами. Маленький Димочка, побросав подарки, стремился продемонстрировать красавице -гостье и собственное искусство:

«В зале стоял большой, на двадцать четыре пластинки, граммофон фирмы "Зонофон"; я на свой страх и риск залезал на стул, ставил пластинку Вяльцевой и в широкий раструб пытался перекричать ее... Иногда в доме появлялась колоритная фигура другой эстрадной знаменитости - Юрия Спиридоновича Морфесси, грека по происхождению, певца с густым сочным баритоном, исполнителя модных в то время "Кирпичиков" и "У камина". Он приходил в украшенном шитьем и бисером кафтане, подпоясанном широченным поясом, в шароварах, сапогах и горностаевой накидке. Часто его сопровождал его неизменный аккомпаниатор Саша Макаров, автор известного романса "Вы просите песен, - их нет у меня..." Один раз Морфесси заставил меня петь, а потом усадил на колени и сказал: "Вот растет наша смена..."».

Вадим Холодный и «Песня о стратостате»

Но скоро во всей стране зазвучала совсем иная музыка – музыка пролетарской революции. Кроме гимназии, Вадим Козин и поучиться-то нигде не успел, к тому же семья впала в настоящую нищету, даже личные вещи исчезли с покинувшей дом «благодарной» прислугой. Вскоре умер отец, и Вадим устроился работать грузчиком в порту, а вечерами подрабатывал тапером в кинотеатрах – содержать мать с сёстрами было больше некому…  От длительного стучания по клавишам страшно болели пальцы, но игра на фортепиано стала хорошей тренировкой, определив навыки владения инструментом и выработав «творческую выносливость». А так хотелось спеть самому! Вадим чувствовал, что умеет петь лучше многих исполнителей песенок-ариэток «а la Вертинский», которых расплодилось в Петрограде великое множество. 

Помог его величество случай. В дивертисменте должна была выступить известная артистка, но по неизвестной причине приехать не смогла.  Вадима Козина буквально вытолкали на сцену заполнять паузу, и он решил исполнить «Песню о стратостате» на слова Демьяна Бедного. Успех превзошел все ожидания! Посыпались приглашения от организаторов сборных концертов, затем начались и сольные выступления, всегда сопровождавшиеся аншлагами. Молодому певцу, наделенному тонким музыкальным вкусом, быстро надоели чужие однообразные песенки, и он начал подбирать собственный, не похожий ни на чей другой, репертуар. За всю свою долгую жизнь Вадим Козин исполнил около трех тысяч песен, из которых триста написал сам.

Жанр старинного романса, избранный Козиным, не потерялся среди бравурной советской музыки, хотя и считался устаревшим и ничего не дающим для развития «нового человека». Но, в то время как концертные залы до предела заполнялись не желающими развиваться «новыми людьми», восходящая звезда российской эстрады ранним утром расклеивала на рекламных столбах собственные афиши, на которых  были обозначены даты выступлений  «известного исполнителя Вадима Холодного» - такой псевдоним избрал себе певец в память звезды немого кино. В 1936 году артист  с легкостью покоряет и московскую публику.  

Усталости на концертах Вадим Козин не чувствовал, по четыре часа исполняя без микрофона и другой усилительной техники до четырех десятков песен. Только в 30-е годы на пластинки, за которыми всегда выстраивались огромные очереди, было записано более сотни его песен и романсов – невероятный рекорд! Пластинки с записями Козина сразу же попали в особую категорию – они не подлежали уничтожению и переплавке.

«Музыкальная визитная карточка» 

Критики в отношении Козина никогда не теряли бдительности: в вину ему ставилось исполнение «такой пошлятины», как «Улыбнись, Маша», «Осень» («Осень, прозрачное утро…»), «Дружба» («Когда простым и нежным взором…») – все, что нашло отражение в сердцах нескольких поколений поклонников знаменитого певца-самородка.

Вадим Алексеевич в одном из своих последних интервью рассказывал историю появления своей самой известной песни. В 1936 году артист гастролировал по стране и в городе Сталино (сегодняшний Донецк) к нему в гостиничный номер вошла эстрадная певица и поэтесса Елизавета Белогорская и показала только что написанное ею стихотворение. Мелодия родилась сразу же, и вечером песня уже звучала в концерте. На пластинку ее записали только три года спустя, тогда-то «Осень»  и стала настоящей «визитной карточкой» Вадима Козина.

«Бывает, что один какой-то образ привлечёт внимание. И вот зазвенит в душе некая струна... Бывает, сразу песня рождается, а иногда и по семь вариантов прокрутишь, да и отложишь».

О жизненных переворотах в судьбе певца до сих пор ходят многочисленные предания: здесь и не подтвержденное фактами выступление на Тегеранской конференции в 1943 году, и причины его осуждения и ссылки в Магадан, где Вадим Алексеевич и прожил до конца своей жизни, что само по себе также является загадкой. Но, чем  дальше в историю уходят воспоминания и легенды, тем менее существенными и заметными они кажутся, стоит лишь услышать теплый и проникновенный голос выдающегося исполнителя нашей эпохи Вадима Алексеевича Козина, бережно сохраненный для нас на старых виниловых пластиках… 

 ***

Осень, прозрачное утро,

Небо как будто в тумане,

Даль из тонов перламутра,

Солнце холодное, раннее.

 

Где наша первая встреча?

Яркая, острая, тайная,

В тот летний памятный вечер,

Милая, словно случайная.

 

Не уходи, тебя я умоляю,

Слова любви стократ я повторю.

Пусть осень у дверей, я это твёрдо знаю,

Но всё ж «не уходи» тебе я говорю.

 

Наш уголок нам никогда не тесен.

Когда ты в нём, то в нём цветёт весна,

Не уходи, ещё не спето столько песен,

Ещё звенит в гитаре каждая струна.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!