Найти тему
Lipetskmedia.ru

Липчанин доставляет гуманитарные грузы в самые опасные места ДНР и ЛНР

В начале марта губернатор Липецкой области Игорь Артамонов наградил представителей пятнадцати лучших НКО региона. В их числе – руководитель проекта «Оплот Донбасса» автономной некоммерческой организации «Оплот» Андрей Черников, который уже несколько лет участвует в гуманитарных программах в ДНР и ЛНР, а с недавних пор ещё и оказывает поддержку беженцам из этих регионов. Потому липецкий благотворитель и стал героем нашего проекта «Герои прошлого – наставники настоящего».

Хороший пример притягателен

Внимание Андрея Черникова обратилось к проблемам ДНР и ЛНР после знакомства и общения с писателем, общественным деятелем и политиком Захаром Прилепиным, который возит гуманитарную помощь в эти регионы еще с 2014 года.

– Захар одним из первых начал доставлять гуманитарную помощь в Донецк и Луганск, делал сборы на своих страницах в Интернете, публиковал отчеты по поступлениям и сам сопровождал грузовики на Донбасс, – говорит Андрей Черников. – В то время с безопасностью было намного сложнее. Вместе с ним развозил гуманитарку герой его рассказов брат Колек, автор «Грязной работы» рэпер Рич, там же мы познакомились с рэпером Хаски. А все их приключения снимал Влад Зиздок, автор клипов для группы «25/17», Лок Дога, концертных видео многих западных музыкантов. Помимо гуманитарной миссии организовывали культурные мероприятия – привозили на Донбасс поэтов, музыкантов, провели рэп-фестиваль. В общем, разносторонне поддерживали регион при деятельном участии их тогдашнего военного и политического лидера Александра Захарченко. А два года назад было принято решение создать НКО «Оплот». И, что называется, мы как в воду глядели: весь год до начала СВО проводили занятия по тактической медицине и общей боевой подготовке для всех желающих. Эти знания сегодня стали особенно актуальными и полезными.

Сразу после 24 февраля ребята из «Оплота» уже в полную силу подключились к гуманитарной миссии. Причем сразу взяли крайне сложное направление деятельности: до Луганска или Донецка грузы довезти сравнительно легко, но что делать, если запрос поступил из отдаленных деревень, близ которых идут боевые действия, где каждый день обстрелы, а люди неделями сидят в подвалах? Эту нишу и занял «Оплот». Волонтеры стали доставлять грузы в отдаленные районы, что расположены рядом с линией соприкосновения. Стоит ли говорить, что этой работой занимались опытные бойцы, которые держали оборону Донбасса еще в 2014-м. Ведь необходимо знать местность и тонкости безопасного передвижения, оно должно быть четко организованно, потому что цена ошибки слишком высока...

Работа с погружением

После 24 февраля многие из тех, кто работал на доставке грузов, записались добровольцами СВО, и «Оплоту» нужно было переориентироваться.

– Далее работа становилась все глобальнее. Волонтеры «Оплота» начали помогать восстанавливать разрушенные объекты – и социальной инфраструктуры, и другие, как, например, мост в Изюме, – продолжает Андрей Черников. – Со временем мы добились прямого взаимодействия с местными администрациями, до сих пор находимся в тесном контакте с военно-гражданской администрацией Харьковской области.

Беженцы и «Оплот Донбасса»

Еще одна сторона деятельности «Оплота» – беженцы. От них поступало и поступает множество обращений.

– Осенью 2022 года мы поняли, что надо выходить на более высокий уровень работы и решили подать заявку в фонд президентских грантов. В итоге получили грант в 15 миллионов рублей. В рамках этой инициативы создали проект «Оплот Донбасса», – вспоминает Андрей Черников.

Стоит сказать, что условия гранта не позволяют помогать военным в боевых действиях, но все равно спектр возможностей обширен – это разносторонняя поддержка мирных граждан ДНР и ЛНР, беженцев и военных, которые в результате участия СВО стали инвалидами.

Им в спину стреляли...

-2

Время шло, работа расширялась, включая в себя все больше аспектов. И тогда команда «Оплота» установила хороший контакт с управлением социальной политики Липецкой области. С этого момента началась более интенсивная помощь беженцам при поддержке фонда президентских грантов.

– Они ведь уезжали бегом, – поясняет Андрей. – У многих не было зимней одежды, предметов гигиены, продуктов питания. Те, кто приехали ранее, понятно, уже обжились, получили документы. А новые – это, действительно, страшно. Они ехали из Мариуполя, а в спину им стреляли ВСУ – людям явно было не до одежды. Многие приезжают с детьми, им тоже нужна и одежда, и множество самых разных вещей, особенно для обучения в школе.

Конечно, беженцы получают выплаты, государство дает им жилье, но все равно обеспечить каждого всем необходимым – это важная задача.

Работа в связке с ОНФ

На этом работа с беженцами не исчерпывается. Оказалось, что многие из них по разным причинам остаются вне пунктов временного размещения.

– Этот вопрос в области координирует ОНФ. Мы встретились, общались с представителями фонда, проговорили о том, чем можем быть полезны на этом направлении – и стали работать. Они собирают информацию, подают нам заявку, мы ее отрабатываем, – разъясняет Андрей Черников. – Особый акцент делаем на категориях граждан, которые не могут работать – инвалиды, пенсионеры, маленькие дети.

Если говорить в общем, любая помощь только тогда эффективна, когда работа ведется по четкой заявке: приобретать нужно именно то, что необходимо.

Пять с половиной миллионов – не предел

Чтобы эффект от работы достигал максимума, все должно функционировать, как четкий механизм. Волонтеры собирают заявки от администраций, а те – от местных жителей. Затем все данные систематизируются и отправляются конкретным благотворителям.

– Вот ряд примеров. Для Северодонецка в рамках проекта «Оплот Донбасса» мы закупили и отвезли строительные материалы. Там была нужна полиэтиленовая пленка, лес, профлист. Ряд зданий нуждались в ремонте после артобстрелов, в результате которых побиты окна, крыши, стены. В феврале больницу в Новоайдаре обстреляли американскими «Хаймарсами». Кроме прочего, пострадал хирургический корпус. Благодаря финансовой поддержке фонда президентских грантов мы закупили для них максимально качественное оборудование на 5,5 миллиона рублей. Теперь хирурги там снова делают операции и спасают жизни. Работаем и с Володарским районом ЛНР, который, кстати, находится под шефством Липецкой области. С ними контактируем при поддержке управления внутренней политики, находимся в тесном контакте и с главой района, и с куратором от области. Не так давно оттуда пришла срочная заявка – нужны были окна для восстановления школ и детских садов. Мы вопрос решили, – говорит руководитель проекта «Оплот Донбасса».
Проблема в том, что из-за большого спроса, срок изготовления на ближайших заводах оказался не менее двух месяцев, а времени ждать просто не было. Андрей Черников и его коллеги по «Оплоту» нашли производителя, который сделал нужное количество окон всего за две недели.

-3

Из музея прямиком на фронт

Для поддержки военнослужащих из Липецка, переговорив с предпринимателем, который владеет небольшим частным парком военной техники на аэродроме «Смуглянка», волонтеры «Оплота» восстановили бронированную разведывательно-дозорную машину.

– От наших ребят поступил запрос, ведь техники не всегда хватает. И так хорошо сложилось, что у нашего знакомого в его частном парке оказалась эта машина. Мы решили, что ее можно использовать для перевозки раненых. С помощью опытных военных механиков из Рязани мы привели БРДМ в рабочее состояние, потом закупили и складировали в нее самые разные вещи и продукты. Финансовую помощь нам оказал благотворительный фонд Захара Прилепина, глава села Новая Деревня Липецкого района, а также члены липецкого «Закрытого клуба предпринимателей». По готовности погрузили БРДМ на манипулятор и отправили в военную часть. Там она сейчас гораздо нужнее, чем здесь, – рассказывает Андрей Черников.

Сейчас команда «Оплота» ожидает решения еще по одному гранту, потому что работу жизненно необходимо продолжать. Заявки от администраций, беженцев, больниц и школ идут нескончаемым потоком.

Роман Богословский