Найти тему
Культурный Петербург

ЧТО МОГУТ КУКЛЫ? ОТ ЕЖИКА ДО ЧЕХОВА

Вспомните, когда вы в последний раз посещали театр кукол. Наверное, это были культпоходы с детьми или внуками. И. согласитесь, что взрослые впечатления, полученные в данном учреждении культуры, весьма сильно отличались от тех, которые были получены вами в детстве. Однако знакомство с одним из таких коллективов, находящемся в городе на Волге, в тысячи с лишним километров от северной столицы, подвигло меня на то, ччтобы существенно пересмотреть свое отношение к театру кукол как особому виду театрального искусства.

Помню, как на семинаре по театральной критике наш профессор Владимир Александрович Сахновский-Панкеев задал ехидный вопрос: чем театр кукол отличается от обычного драматического театра? И юный автор нынешних строк ответил тогда с молодецкой запальчивостью: «В нем халтуры меньше». Профессор на реплику улыбнулся и согласно кивнул головой. А позже, за годы театрально-критической и журналистской деятельности, как раз и пришло понимание того, что театр кукол открывает перед зрителями невероятные миры фантазий и может рассказать ЛЮБУЮ историю, включа истории про Колобка и Чебурашку, не минуя серьезных и «взрослых» тем. Как, например тему Великой Отечественной войны. Или трагической истории о любви.

Подобные мысли посетили меня еще год назад во время знакомства со спектаклями Чувашского государственного театра кукол, который как раз и находится в самом центре славного города Чебоксары. Именно тогда я увидел два спектакля – «Снегурочку» и «Хранители». Последний удивил не только выбором темы – о строительстве в Чувашии в годы войны знаменитого Сурского рубежа, но и смелостью сопряжения темы памяти с днем сегодняшним.

И вот – новая встреча. И два новых спектакля.Один из них сразу оказался в центре внимания группы критиков, членов жюри фестиваля-конкурса «Узорчатый занавес». Назывался он вполне традиционно, в соответсвии с бытующим представлением о темах и зрителях театра кукол – «Сказка о Ежике, волшебном лесе и еще кое о чем..». В основу сюжета были положены новеллы Ольги Тугай, а вот сам спектакль сочинил молодой режиссер Денис Андронов в дуэте с художницей Евгенией Лашмановой. В немалой степени успеху постановки и у юной публики, у «взрослого жюри» способствовала музыка Андрея Галкина, аккуратно и точно распределенная по всему спектаклю.

В том, что артисты Чувашского театра кукол профессионально могут работать с самыми сложными куклами, довелось убедиться еще в прошлый приезд, когда они коллективными ансамблевыми усилиями создали образ «Ледяной стужи» в «Снегурочке». Нынче, в «Ежике» на каждую куклу приходилось по два-три исполнителя. Кроме того, историю об одиноком герое, ищущем друзей, сопровождал переход действия на второй план, когда герои «уменьшались» и достигали более привычных для кукольного пространства размеров.

Визуальный мир этого детского спектакля плавно настраивал на позитивное восприятие рассказываемой истории, которая, как и положено постановке из категории «3+», двигалась к счастливому финалу. Однако по пути иные юные зрители с возгласами «Мне страшно! Я боюсь!» требовали от своих родителей покинуть зал. Всему «виною» была ростовая кукла Волка, который совершенно неожиданно появлялся из-за кулис. Но сей герой оказался вопреки традициям не таким уж и кровожадным и по сему детишки радостно аплодировали в финале спектакля всем без исклюения персонажам, которых они увидели в этом милом спектакле.

Свое очарование «Ежиком..» строгое жюри выразило наградой за лучшее музыкальное оформление и призом под названием «Лучший детский спектакль фестиваля». Что было абсолютно заслуженно.

А вот со вторым спектаклем Чувашского театра кукол «Шутки и новеллы Чехова» мнение жюри и автора этих строк приницпиально разошлись, ибо им было как-то непривычно (члены жюри вообще были впервые в Чебоксарах) видеть на сцене такого разудало-сатирического Чехова. Столь дерзкий замысел – соединить в одном спектакле соазу пять текстов классика – осуществила постановочная бригада из Новосибирска во главе с режиссером Эльмирой Куриленко. Искаженный мир ранних чеховских героев представал на сцене не только в соответствующих декорациях, но и в характере кукол, будто двигающихся на шарнирах и моментально «рассыпающихся» в момент юмористических, а иногда и вовсе по-хулигански фарсовых эпизодов. И вновь (с удовольствием) хочется отметить умение артистов театра работать в ансамбле над образом одной куклы. Здесь, правда, иным исполнителям приходилось форсировать голосовые характеристики своих героев, что выходило до колик фарсово, и, если угодно, гротескно. Зал откликался на такого «смешного Чехова» вполне адекватными взрывами смеха, когда становилось ясно, что истории (особенно, две последние новеллы) явно уносили персонажей куда-то в юмористические и сатирические выси, в прямом и переносном смысле. Так Чехов на наших глазах превращался в Антошу Чехонте, который всегда умел рассмешить своих читателей. И авторы спектакя в Чувашском театре кукол как раз и доверились подобной доминирующей интонации в некоторых текстах Антона Павловича.

После таких разных и ярких спектаклей, которые довелось нынче весною увидеть в Чебоксарах, в Театре кукол, уже не возникает вопроса о том, КАКИЕ еще открытия может преподнести этой интересный и талантливый коллектив. Дабы не сглазить, лищь намекну на то, что следующая «премьера дл взрослых» способна удивить многих, включая и автора, и название. Нас же осталось только ее дождаться. Посмотреть. И рассказать.

Сергей Ильченко

Чебоксары – Санкт-Петербург