Найти тему
AFTERSHOCK

Водородные дроны - летают дольше, тащат больше

Автор - RomanSmirnov #

В камментах к предыдущей заметке ( https://aftershock.news/?q=node/1229848 ) - опять встретил скепсис по поводу применения водорода... как и обещал привожу подборку ссылок на _работающие_ проекты

В чем прикол - водородные системы существенно легче, да тут присутствует доля хайпа, ибо есть и другие виды "топлива" с даже лучшими характеристиками - но водород все таки универсален и действительно просто получается из воды и электричества.

Итак сцылки - русскоязычные:

https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82:Doosan_DS30_(%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5)

https://robotrends.ru/pub/2144/yuzhnokoryayskie-​vodorodnye-drony-planiruyut-zadyaystvovat-v-severnom-more

https://3dnews.ru/1025418/dron-​na-vodorodnom-toplive-prodergalsya-v-vozduhe-bolee-tryoh-chasov

https://www.techinsider.ru/weapon/news-739033-​uchyonye-predlozhili-perevesti-drony-na-vodorod/

https://hightech.fm/2019/10/22/bm-​power

https://hightech.plus/2022/12/18/razrabotani-​modulnie-vodorodnie-dvigateli-dlya-dronov-i-samoletov

https://www.vesti.ru/nauka/article/2485261

https://www.startup.org.ua/2017/09/blog-​post.html

и прч.

Англоязычные:

https://www.unmannedsystemstechnology.com/company/intelligent-​energy/

https://www.enlit.world/hydrogen/hydrogen-​powered-drones-take-to-the-skies/

https://techcrunch.com/2023/02/14/heven-​drones-hydrogen/

Пик болтовни на тему был достаточно давно, съедено куча грантов (в том числе и у нас в стране - увы результаты не впечатляет) и сейчас кое у кого есть уже в принципе рабочие проекты, но как обычно искусственно все притормаживается. Не всю маржу еще монополисты вроде dji сняли, да и ненасытный академсектор тоже хочет еще грантов.

В библиотечке сотни статей в т.ч. научных по теме, сравнение характеристик и прч, вопрос вообщем во всем мире изучен досконально.

Прорыв стал возможен с появлением дешевых топливных ячеек и облегченных композитных баллонов - в будущем, с появлением типовых водородных "домашних" заправок (такие проекты есть), и еще более дешевых и эффективных ячеек (а это гораздо более реалистично, чем что инопланетяне подарят человечкам какие то чудо-​юдо новые "графеновые" и прч нано-​батарейки), все становится еще интереснее.

Эффективность относительно "литиевых" вариантов кратная, но как и в случае с электроколясками - водород для более тяжелых решений. Т.е. водород используется в поездах, паромах, планируется в грузовом транспорте, тяжелой строительной технике, а батарейки больше подходят для перемещения тел на районе.

Плюс этот долбанный баллон торчит достаточно стремно )) снижая аэродинамику...

-2

Заправка

-3

Или вот собранный на коленке - летает два часа , при доп нагрузке в 5 кг, что важно при минус пяти.

Не на коленке у южнокорейцев - https://www.doosanmobility.com/en/products/drone-​ds30/ со своим анонсированным еще несколько лет назад дуусаном.

Еще один аспект - у обычных дронов - батарейки на 200 циклов где то - https://dji-​blog.ru/sovety/sovety-​po-jekspluatacii-akkumuljatorov-k-dronam-dji.html

Водородные же смотрятся интереснеее - топливные ячейк деградируют конечно - но уже сейчас декларируются новые модели со 100 тыс циклов - https://cosmosmagazine.com/science/hydrogen-​fuel-cell-catalyst/

Так что такие пироги...

Альтернатива?

На керосине тоже хорошо летает, пускай и менее икологично, но он не всегда есть... и больше подходит для дешевых _одноразовых_ решений ибо даже цветмета не требует особо.

Соответственно тут начинается классическая математика - многоразовое но дороже, одноразовое, но дешевле в доставке.

P.S.

имхо - не раскрыт потенциал для микро-​реактивных двигателей на оном же... но это отдельная тема, там необходимы новые подходы.

Да, и ДВСники не сдаются ( https://koreascience.kr/article/CFKO200811440582888.pdf )

например вот эта история кажется перспективной

-4

Впрочем это уже другая сказка...

P.S. Кому интересно про баллоны

https://strana-​rosatom.ru/2022/04/27/umatex-​zajmetsya-proizvodstvom-kompozitny/

Конечно основные действительно рабочие проекте это не переделанные квадрики, а классические на дальние расстояния

плюс малая авиация вот недавно запустили

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).