Автор - RomanSmirnov #
В камментах к предыдущей заметке ( https://aftershock.news/?q=node/1229848 ) - опять встретил скепсис по поводу применения водорода... как и обещал привожу подборку ссылок на _работающие_ проекты
В чем прикол - водородные системы существенно легче, да тут присутствует доля хайпа, ибо есть и другие виды "топлива" с даже лучшими характеристиками - но водород все таки универсален и действительно просто получается из воды и электричества.
Итак сцылки - русскоязычные:
https://3dnews.ru/1025418/dron-na-vodorodnom-toplive-prodergalsya-v-vozduhe-bolee-tryoh-chasov
https://www.techinsider.ru/weapon/news-739033-uchyonye-predlozhili-perevesti-drony-na-vodorod/
https://hightech.fm/2019/10/22/bm-power
https://hightech.plus/2022/12/18/razrabotani-modulnie-vodorodnie-dvigateli-dlya-dronov-i-samoletov
https://www.vesti.ru/nauka/article/2485261
https://www.startup.org.ua/2017/09/blog-post.html
и прч.
Англоязычные:
https://www.unmannedsystemstechnology.com/company/intelligent-energy/
https://www.enlit.world/hydrogen/hydrogen-powered-drones-take-to-the-skies/
https://techcrunch.com/2023/02/14/heven-drones-hydrogen/
Пик болтовни на тему был достаточно давно, съедено куча грантов (в том числе и у нас в стране - увы результаты не впечатляет) и сейчас кое у кого есть уже в принципе рабочие проекты, но как обычно искусственно все притормаживается. Не всю маржу еще монополисты вроде dji сняли, да и ненасытный академсектор тоже хочет еще грантов.
В библиотечке сотни статей в т.ч. научных по теме, сравнение характеристик и прч, вопрос вообщем во всем мире изучен досконально.
Прорыв стал возможен с появлением дешевых топливных ячеек и облегченных композитных баллонов - в будущем, с появлением типовых водородных "домашних" заправок (такие проекты есть), и еще более дешевых и эффективных ячеек (а это гораздо более реалистично, чем что инопланетяне подарят человечкам какие то чудо-юдо новые "графеновые" и прч нано-батарейки), все становится еще интереснее.
Эффективность относительно "литиевых" вариантов кратная, но как и в случае с электроколясками - водород для более тяжелых решений. Т.е. водород используется в поездах, паромах, планируется в грузовом транспорте, тяжелой строительной технике, а батарейки больше подходят для перемещения тел на районе.
Плюс этот долбанный баллон торчит достаточно стремно )) снижая аэродинамику...
Заправка
Или вот собранный на коленке - летает два часа , при доп нагрузке в 5 кг, что важно при минус пяти.
Не на коленке у южнокорейцев - https://www.doosanmobility.com/en/products/drone-ds30/ со своим анонсированным еще несколько лет назад дуусаном.
Еще один аспект - у обычных дронов - батарейки на 200 циклов где то - https://dji-blog.ru/sovety/sovety-po-jekspluatacii-akkumuljatorov-k-dronam-dji.html
Водородные же смотрятся интереснеее - топливные ячейк деградируют конечно - но уже сейчас декларируются новые модели со 100 тыс циклов - https://cosmosmagazine.com/science/hydrogen-fuel-cell-catalyst/
Так что такие пироги...
Альтернатива?
На керосине тоже хорошо летает, пускай и менее икологично, но он не всегда есть... и больше подходит для дешевых _одноразовых_ решений ибо даже цветмета не требует особо.
Соответственно тут начинается классическая математика - многоразовое но дороже, одноразовое, но дешевле в доставке.
P.S.
имхо - не раскрыт потенциал для микро-реактивных двигателей на оном же... но это отдельная тема, там необходимы новые подходы.
Да, и ДВСники не сдаются ( https://koreascience.kr/article/CFKO200811440582888.pdf )
например вот эта история кажется перспективной
Впрочем это уже другая сказка...
P.S. Кому интересно про баллоны
https://strana-rosatom.ru/2022/04/27/umatex-zajmetsya-proizvodstvom-kompozitny/
Конечно основные действительно рабочие проекте это не переделанные квадрики, а классические на дальние расстояния
плюс малая авиация вот недавно запустили
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).