Дневник экспедиции - часть 4 (заключительная)
День 7
Вошли в реку Онега, белая ночь, впереди показались огни города Каргополь, мы мокрые полностью, лодка полная воды, настроение – сами понимаете. Нужно искать место для ночлега, так как сил нет вообще никаких и хочется банально согреться. Причаливаем прямо к набережной города, в пяти метрах улица - набережная имени Баранова. Ставим палатку прямо там, снимаем с себя по максимуму все что есть и переодеваемся в остатки сухой одежды из герм, развешиваем на тополе все что намокло, очень хочется пить, но нет сил фильтровать воду, набираем воду прямо из реки, пару таблеток аквабриза, размешиваем и пьем. В палатке разожгли плитку, согрелись – спать. На часах 2 ночи. Почти пять часов мы болтались в озере Лача, разбор полетов утром, все сон.
Проснулись от непонятных звуков – дошло, цивилизация. Вылезли из палатки, мимо по дороге проходят люди и таращатся на нас, конечно, я бы тоже удивился увидеть с утра в городе на набережной палатку и около нее двух полуодетых людей. Зрелище еще то! В этот день погода включила жаркое солнце и сильный ветер, наша одежда почти просохла. Разобрал фотик, внутри вода – положил на солнце.
Нужно было снова перетряхнуть лодку и еще просушить все вещи, дозаправиться топливом и пополнить запасы пищи и живительной влаги. Подходили местные – интересовались кто мы и откуда, в их глазах читалось недоверие, как минимум они-то знали какая была погода накануне, а тут двое на надувнушке и из самой "нерезиновой" говорят, что пришли своим ходом. Одна бабушка проникшись к нашей истории - зачитала нам несколько стихотворений собственного сочинения, еще раз сказала о том, что нам не стоит идти дальше по Онеге, так как впереди нас ожидают очень опасные пороги на реке, и даже местные не особо ходят в те места. В общем, бабушка добавила оптимизма, которого после вчерашнего и так было не очень.
Прокатились по магазинам, дозаправились, опять перетряхнули лодку. За это время на теплом солнце да сухом ветре все наши вещи высохли, кроме фотоаппарата и навигатора, капли воды в объективе и на экране навигатора раздражали безумно. Снова произведена замена всего необходимого в нашем японце, уже крайняя в этом походе.
Что ж, около часа дня мы были готовы к штурму реки Онега. Завели движок, да пошли вниз по течению реки, северный ветер, такой же как и вчера разгонял встречную волну, но она была уже не такой большой как на озере Лача, так как ширина и повороты реки не позволяли разогнать шторм. Идем вперед, скоро должны начаться первые пороги, рассказ бабушки из Каргополя крутится в голове. Что же нас ждет? Километров через 5 Онега стала поуже, берега повыше, стало ясно – сейчас что-то будет...
После очередного поворота мы видим как река уходит вниз, и видно небольшое бурление реки. Нахожу струю и пускаю Дас Бот в нее, лодка идет немного увеличивая свою скорость. Небольшая болтанка, и тут я впервые за весь поход чувствую удар по винту. Мы нарвались на камень. Сразу решил прижаться к берегу и проверить как винт, так и гребной вал. Причалили, посмотрели на винт – небольшая царапина на лопасти – не беда! Постояли на берегу и посмотрели на пороги… Отдышались, почесали затылки и со словами «а где наша не пропадала!» пошли вперед. В общем, я не знаю кто назвал эти пороги опасными. Нет, немного не так, я даже не знаю, кто назвал эти пороги – порогами. Ну да, болтает, ну да, есть брызги, и что? Просто идем в струе на глиссировании, лодка вообще не замечает что что-то происходит. Минут через десять вышли на равнину, штиль, просто идем по течению реки на глиссе, держась русла.
На самом деле пороги на реке Онега что не на есть настоящие, в этом мы смогли убедиться 2 годами позже... А в тот момент нам просто повезло - из-за шторма на озере в реке поднялся уровень воды и мы проскочили на этом подъеме все опасные места, даже не зная об этом)
Немногочисленные деревни, красивая природа, солнце в зените – красотища! Тайм-лапс камера пишет прохождение реки, Вовка делает какие-то фотки на айфон, монотонное движение вниз. К вечеру появилось ощущение что что-то идет не так. Вроде и глиссируем, а вроде как-то не так...
Это случилось! У нас сдул пол высокого давления, да наш аэрдек, который придавал жесткость нашей лодки - сдулся! Причалили к берегу и приготовились к самому худшему. Достали насос и накачали аэрдек, нам не потребовалась ни мыльная пена ни какой-то еще метод диагностики повреждений. Было слышно несколько мест, из которых под давлением выходит воздух. Обнаружили четыре небольших повреждения размером со спичечную головку, вероятно они появились еще в Ухтомке, когда ветки и мусор лежали плотным слоем на дне нашей лодки, а мы не обращая внимания на этот факт протирали ими пвх ткань, из которого и сделан пол нашей лодки.
Ремонт был очень быстрым, мы не стали разводить клей и ставить заплатки, мы припасли с собой небольшой лайфхак, Володя привез и Америки липкую ленту, по своим свойствам похожую на двусторонний скотч, только обладающий несколько иными свойствами. Обезжирили растворителем из ЗИПа, наклеили на повреждение по кусочку ленты и сразу накачали для проверки. Тут даже я удивился, небольшой кусочек ленты держался на ткани и держал 0.7 атмосфер давления воздуха! Весь ремонт – 10 минут и мы идем дальше, теплый вечер и сумерки – пора вставать на ночевку. Разбили палатку в какой то глухомани, поужинали всевозможными явствами из магазина Каргополя, запив небольшим количеством снотворного. Перед сном проверили навигатор, половина экрана высохла и вроде бы он показывал карту. Белое море было где-то в трехстах километрах ниже по течению…
День 8
Ранний подъем, кофе, какая то еда, сбор лагеря и проверка нашего аэрдека – все на месте, все в порядке! Заводимся и пилим дальше. Стоит теплый летний день, река готовит нам очередной сюрприз в виде порогов, Малая и Большая голова, так вроде они называются, но перед ними, имеется понтонная переправа в селе Конево. Начальник переправы закрывает движение автомобилей и мы снова волоком протаскиваем свою лодку через насыпь. Это мы сделали уже настолько быстро и профессионально, что снова были отблагодарены удивленными взглядами. Нет, а что, вы, когда нибудь, пробовали протащить свою надувную лодку, груженую по своему максимуму по камням, щебню и битому стеклу, – попробуйте обязательно!
Лодку не пробили и снова за румпель, снова считаем повороты реки, потрясающая природа, периодически по берегам населенные пункты в виде полуразрушенных деревень, в некоторых виднеются купола кубовых церквей, эх, выйти бы на берег да погулять там, да нельзя – наша задача пройти маршрут. Идем дальше, захотелось немного перекусить, а на пути небольшой городок - Североонежск. Причалили к берегу, я спать на берег, а Вовка в магазин. Принес банку красной икры, шматок масла и еще теплую буханку белого хлеба. Употребили этот нехитрый набор продуктов молча и погнали дальше. Снова включили Гармин, - вроде бы работает и показывает направление, но минут через 5 снова теряет связь со спутниками. Перед населенным пунктом Малая Фехтальма прошли в красивейшем месте реки, высокие берега обнажившие камни, там бы задержаться и потрогать их руками, но нет. Идем только вперед! Примерно в этом месте мы наконец-то увидели северную мошку, вернее не увидели, мы почувствовали ее всеми открытыми участками тела, пришлось даже одевать тактические очки, которые мы убрали еще в Ухтомке.
Километра три реки мы проходили через скопление миллиардов представителей летающей и кусающей мошки. Вся лодка и мы были облеплены этой мошкарой, которая запросто пролезала даже под плотно одетые перчатки. Но эта туча летающей мошкары пропала так же быстро, как и началась, оставив за собой лишь напоминание в виде копошащейся по лодке «подбитом» слое павших паразитов. Лодка заметно ускорилась, вода начала снова бурлить, вероятно это были пороги Малая и Большая голова, последний я прошел стоя на ногах. В этот момент скорость нашей лодки на среднем положении дросселя составила 45 км/ч.
Пороги позади и я даже не заметил развилку реки, которая делится на Онегу и Малую Онегу и вместо того, что бы пойти по запланированному маршруту свернув налево, поперлись направо. Этим мы увеличили наш маршрут еще на пару десятков километров, а так как запас топлива, который мы взяли в Каргополе не был рассчитан на этот поворот, пришло понимание того, что наших запасов топлива нам не хватит до следующей заправки, в городе Онега.
Около 9 вечера в сумерках остановились в селе Чижиково, где два рукава реки снова сходятся в единое русло. Владимир пошел знакомиться с местным населением и клянчить бензин, так как нам он был необходим как воздух. Я сидел в лодке и смотрел на то, как туман опускался на реку и подумывал о том, что по любому нам необходим отдых перед выходом в Белое море. Вернулся Володя примерно через час, по выражению его лица и достаточно тяжелой канистре в его руке стало ясно, у нас появилось топливо. Радость была недолгой, во всей деревне нашелся лишь один человек, который смог найти излишки топлива, которое он любезно слил из мотокультиватора, который он не заводил с прошлого года. Более того, этот культиватор был двухтактным, поэтому этот бензин, что изначально в этих краях ни разу не 95-й, который собственно и нужен нам для нашего мотора, является ядреной смесью какого-то моторного масла и какой то жидкости, срок годности которой истек в первый день ее существования. Такого убитого настроения у меня не было давно. Вливать в канистру непонятное вещество меня пугало, но выбор небогат, либо грести веслами, либо двигать на моторе, тем более, что до следующего населенного пункта Порог оставалось не более 30 км.
В надежде на то, что в Пороге мы найдем чистое топливо, мы завели свой движок на этой ядреной смеси. Японец на удивление продолжал работать и на этом ядреном топливе, я снизил обороты до 50% дросселя, идем вперед. К 12 ночи были в деревне Порог, в непосредственной близости от самого так называемого порога. Поставили палатку на камнях около моста, поели и убрались в спальники.
День 9
Проснулись около восьми утра, от того что в палатке стояла невыносимая жара, солнце включилось на полную мощность и судя по лету 2017 года, это был самый жаркий день если не сезона, то как минимум нашего похода. Искупались в реке Онеге, вода шумела у порога, который начинался недалеко от нашего лагеря. Решили сходить в деревню Порог и попытать счастья и найти какое-нибудь количество чистого бензина. Это было безнадежно, топливо нам никто не продал. Делать нечего, до города Онега оставалось около 30 километров, в баке болтаются какие-то остатки горючей жидкости, пришлось идти как есть - выбор небогат. Завели япошку, судя по его устойчивой работе, он не сильно обижался на качество ядреной смеси и потащил нас в струю на пороги. Прошли их минут за пять, не задев как всегда ни одного подводного препятствия, стало ясно, что те два винта, которые мы брали с собой в качестве ЗИПа нам не потребовались и мы пошли к Белому морю!
Вскоре река Онега стала намного шире и сила течения заметно упала, она стала обычной равнинной рекой. По берегам порой встречались старинные деревянные церкви, сойти бы на берег да хотя бы на телефон сделать пару снимков, но наше желание поскорее попробовать соленую воду моря было сильнее, поэтому на парах топлива шли к городу Онега. По пути догнали путешественника на надувной байдарке, человек в одиночку шел из Каргополя на веслах в город Беломорск. Его видавшая виды байдарка была так же нагружена всяким хламом как и наша лодка, было видно что человек не первый раз ходит по сплавным рекам. На Онеге он был впервые. Попрощались с байдарастом и погнали вперед, по правому берегу уже был виден город Онега, а река впадала в Белое море.
Снова достали навигатор, экран почти высох, и до самого города он писал трек, что ж, хотя бы не заблудимся в море. Пришвартовались к стенке паромной переправы города. Начинался прилив. Расчалили лодку, нашли таксиста, Вовка съездил за топливом, налили во все канистры – 50 литров, с запасом. Пробежались по городу, накупили колбасы в дорогу, несколько фоток у памятника и немного подкачав дно лодки отправились в самое настоящее каботажное плавание по Белому морю. Стоял жаркий летний день, на часах около 12 дня, на море идеальный штиль. Да, штиль, ни единого ветерка!!!
На выходе из города прошли городской пляж, местное население принимало водные процедуры и солнечные ванны. По левому борту прошли Кий-остров с уже приходящим в упадок Онежским крестным монастырем. По правому берегу, километрах в десяти от нас виднелись дачные участки города, прошли и их.
Навигатор с открытым батарейным отсеком сушился на борту лодки, нам нужна была связь со спутниками, что бы знать, в каком месте моря нам нужно было отвернуть от берега в сторону Соловецкого архипелага. Монотонное урчание мотора добивало, ничего интересного не происходило. Просто надувная лодка Дас Бот скользила по глади Белого моря в сторону своей цели. К вечеру задул ветерок и навалился холод. Остановились у берега и одели на себя все теплые вещи которые только были у нас с собой. Судя по времени, которое мы затратили на прохождение этого этапа, нам требовалось сверится с картой, поэтому вставили батареи и попытали счастья у навигатора. Заработал, но экран был наполовину запотевшим, поэтому не сразу мы поняли, нам еще как минимум час пилить вдоль береговой линии. Солнце светило над водой и не скрывалось за горизонт, когда часы показали полночь, море било в левый борт и солеными брызгами напоминало нам о себе.
День 10
Останавливаться на материке для ночевки не было никакого желания, судя по навигатору, справа за лесом стояла деревня Пушлахта. От выпирающего мыса мы решили не поворачивать на Соловки, а пойти дальше, вдоль берега, километрах в двадцати впереди был стопроцентный ориентир, который бы помог нам не ошибиться с заворотом на архипелаг. Еще какое-то время мы шли вперед вдоль берега, когда увидели резкий поворот береговой линии направо. Все, мыс Орловский!
Судя по всему, километрах в сороках по левому борту лодки - Соловецкий архипелаг! Отворачиваем на 90 градусов и идем в открытое море. Берег остался километрах в трех от нас, когда мы увидели выступающие камни и заросли морской капусты, сбавили ход, под лодкой глубина была не более 30 сантиметров. Пошли на самом малом ходу. Причалили к оному из камней, попробовали свежей морской капусты, сделали немного фоток на телефон, как заметили какое-то движение вокруг лодки. Морские зайцы прелюбопытнейшие создания, начали окружать нас, и подныривая приближались к нам. До них было метров пятьдесят, количество стада была около 30 особей.
Мы решили сваливать с камня и уже попытать счастья найти в море Соловецкий архипелаг. Навигатор вновь потерял связь со спутниками. Как было в фильме «Особенности национальной рыбалки» - два пальца левее Альголя. В качестве Альголя в нашем случае выступала звезда по имени Солнце, которая была аккурат над горизонтом - чуть правее нас и не собиралась закатываться за горизонт. Открытое море, не видно берега ни сзади, ни впереди, ни слева ни справа. Навигатор не показывает ничего, только Солнце в качестве ориентира!
Волна стала много больше, но была уже морской, промежуток между валами не подбрасывал лодку как мячик, поэтому брызг было много меньше. Заканчивался бензин в основной канистре объемом 25 литров, мы уже пару часов болтаемся в открытом море и не видим ничего кроме воды. Мобильной связи нет, Гармин просто перестал включаться, мы тупо пилим вперед оставляя Солнце немного правее, и, впереди полоска суши!!! Погода заметно менялась, по курсу лодки появился фронт низкой облачности и закапал дождь, солнце скрывалось за облаками, но нам было уже все равно, еле заметная полоска суши увеличивалась на глазах!
Промахнуться мимо Соловков мы не могли, а даже если и так, все равно мы видим твердую землю – не пропадем! Как оказалось, подошли к острову Большая Муксалма, еще чуть правее и мы бы могли проскочить архипелаг не заметив его! Правым бортом идем вдоль архипелага километрах в трех, ближе подходить не зная фарватера просто опасно. Холодно, идет дождь, берег закрывает от волны. Заворачиваем направо по береговой линии и идем между островками в сторону Соловецкого. На часах около 3-х часов утра, за лесом виднеются купола Соловецкого монастыря.
Нам понятно что в это время найти какое-то жилье, да и не спящего человека в поселке будет проблематично. На пути небольшой островок с остовом разбитой деревянной яхты, он аккурат напротив Соловецкого переговорного камня. Продрогшие, мокрые, по-быстрому привязываемся к камням острова, разгоняя из-под ног птиц, которые облюбовали его в качестве дома. Чайки, утки, гуси – вылетают из под ног, но наш выбор не богат, пройти между островками в том месте можно только на малом ходу, очень мелко, а пристать к большой земле попросту опасно, на отливе лодка окажется в 200 метрах от воды. Разогнали птичий базар, поставили палатку и закутались в спальники – сон.
Засыпали забыв закрыть клапан в палатке, поэтому проснулись около 9 утра в промокших спальниках. До цивилизации оставалось около 3-х километров. Забросали в лодку все вещи даже не укладывая в гермомешки. Еще 30 минут хода по мелководью и Дас Бот входит в бухту Благополучия, справа яхта Святой Петр и морской музей, нам туда! После предыдущей поездки я познакомился с капитаном яхты Святой Петр - Ярославом, нужно найти его. Причаливаем к пирсу Морского музея, яхта Святой Петр величественно стоит у причала, рядом с ней мы расчаливаем наш надувной матрац. Из дверей музея выходит Капитан яхты.
МЫ ПРИШЛИ НА СОЛОВКИ!!!!!!!!!!
Так закончилось это путешествие, на подготовку к которому и успешное прохождение которого мы потратили немногим более 4-х лет и полумиллиона рублей, мы прошли по очередной волоковый путь, мы сделали эти 1600 километров не смотря ни на что! Впереди нас ждут несколько дней жизни на архипелаге, общение с интересными людьми, и выброска в Москву. Но это уже совсем другая история…