Найти тему
Колонка Старого

Мифология героя. Функциональность имён и личностное величие неизвестности

Изображение из открытых источников сети Интернет
Изображение из открытых источников сети Интернет

Пропаганда озвучивает одно из миллионов имён, запуская в тираж один подвиг из тысяч, с конкретными функциональными целями. Речь, конечно, об эффективной военной пропаганде, а не о самораскручивающейся деградации медиа-поля колониальных СМИ и навязанных методик манипулирования потребительскими массами. В военное время надо четко понимать, в чем разница, и использовать работающие технологии.

Показательный пример – подвиг Александра Матросова. Убого и мерзостно выглядят все попытки низвести до каких-то обывательских понятий и антисоветских комплексов величие солдатского шага в бессмертие. Но отвлечемся от эмоций и оценок моральных и профессиональных качеств живущих ныне. Что там с Матросовым?

Начало 1943 года. Страна полностью раскрутила маховик военного производства. Армия получила танковые армии и мощные артиллерийские соединения прорыва. Но в генштабе продолжают получать рапорты и отчеты о крайней пассивности пехоты. Стойко стоять в обороне, в том числе благодаря приказу 227, научились, а вот с атаками проблема. Каждая неподавленная или ожившая огневая точка способна остановить продвижение войск. Танки уходят вперед, оставшись без защиты пехоты, пехота лежит в снегу, ждёт. И вот здесь понадобился раскрученный пропагандой подвиг бойца, который ценой самой жизни обеспечил продвижение роты. Исчерпав все другие средства, закрыл амбразуру огневой точки своим телом.

Пропаганда говорила: не будь пассивным и не жди ничего и никого, будь как Александр Матросов, выполняй задачу любой ценой. Вот тебе пример, как нужно относиться к выполнению поставленной задачи. И уже дело сержантов в войсках обучить рядового, как оставаться в живых, как выходить из сектора амбразуры, как забрасывать гранатами или заходить с тыла. Но главное было закреплено в тысячах боевых листков и выпусках армейских газет, герой – это Александр Матросов, а не те, кто лежит и ждёт.

И это работало. Если внимательно посмотреть на те подвиги, которые тиражировались непосредственно в период Великой войны, на то, как они тиражировались и когда, то хорошо видно, какие задачи стояли перед военной пропагандой, предельно функциональной. Текущее информирование о боевой работе было предельно безличностным: N-ская часть в районе населенного пункта N. И это подчеркивало, что воюют все и каждый из миллионов военнослужащих на всех направлениях. Озвучивая одного, не создавали безвестность других. Если имена появлялись, то с конкретной целью под конкретную задачу.

Другое дело, что после войны продолжили эксплуатировать всё сделанное в боевых условиях, раздувая мифологию, которую так успешно впоследствии использовали очернители и предатели. Осознанно или нет – уже не важно. Но была и другая линия увековечивания памяти о Великой войне, настоящая, космически прочувствованная.

Александр Матросов – не просто пропагандистский миф, это реальный солдат, совершивший свой солдатский подвиг. Один из миллионов. Но его призвали выполнить еще одну боевую задачу, которую поставили в управлении пропаганды, уже после того, как закрыл собой амбразуру, через заметки в газетах поднять за собой роты и полки, дойти с ними до самого Берлина.

А потом пришло время памятников. Кто-то скажет: наставили безликих истуканов, и будет не прав в своем ограниченно обывательском взгляде, навязанном колониальной пропагандой, культивирующей эгоизм, нарциссизм, и необходимость быть единственным, эксклюзивным и в топе. Но в Великой войне победили не супере-герои, не одиночки-специалисты, не секретные подразделения или сверх-профессионалы. Нет, это был народ-победитель, мобилизованные сыновья, отцы, братья. Учителя, дворники, строители, шахтёры, колхозники, счетоводы, как оторванные от мирной профессии, так и те, кто её еще не получил, кто еще и не пожил в мирной жизни. Просто люди, в мирной жизни, наверное, даже люди, как говорится, маленькие. Но это они, встав плечо к плечу в единый строй, победили.

И в каждом памятнике, который для обывателя выглядит обезличенным, современники и потомки героев видят лица, родные знакомые лица, миллионы лиц в каждом безымянном памятнике и обелиске. Могила неизвестного солдата в Москве – там лежит солдат, которого знает каждый. Это солдат из Бессмертного полка там лежит, его фотография есть в каждой семье.

А вот у врагов никаких имён и биографий вообще не должно быть в информационном пространстве. Шайтан, враг, п*дарас. Убит – туда и дорога, взят в плен – пусть с ним разбираются специальные органы, вот для них какие-то имена и биографии имеют оперативный интерес. Для людей воюющей страны достаточно того, что это – враг, без роду без имени. Либо еще живой и вооруженный, что надо исправить, либо уже убитый или пленённый. И так до самой Победы. А там Бог разберётся.

04.04.23

Изображение из открытых источников сети Интернет
Изображение из открытых источников сети Интернет

Роберт Рождественский

На Земле, безжалостно маленькой…

На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.

…А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!

1969 г.