Пропаганда озвучивает одно из миллионов имён, запуская в тираж один подвиг из тысяч, с конкретными функциональными целями. Речь, конечно, об эффективной военной пропаганде, а не о самораскручивающейся деградации медиа-поля колониальных СМИ и навязанных методик манипулирования потребительскими массами. В военное время надо четко понимать, в чем разница, и использовать работающие технологии.
Показательный пример – подвиг Александра Матросова. Убого и мерзостно выглядят все попытки низвести до каких-то обывательских понятий и антисоветских комплексов величие солдатского шага в бессмертие. Но отвлечемся от эмоций и оценок моральных и профессиональных качеств живущих ныне. Что там с Матросовым?
Начало 1943 года. Страна полностью раскрутила маховик военного производства. Армия получила танковые армии и мощные артиллерийские соединения прорыва. Но в генштабе продолжают получать рапорты и отчеты о крайней пассивности пехоты. Стойко стоять в обороне, в том числе благодаря приказу 227, научились, а вот с атаками проблема. Каждая неподавленная или ожившая огневая точка способна остановить продвижение войск. Танки уходят вперед, оставшись без защиты пехоты, пехота лежит в снегу, ждёт. И вот здесь понадобился раскрученный пропагандой подвиг бойца, который ценой самой жизни обеспечил продвижение роты. Исчерпав все другие средства, закрыл амбразуру огневой точки своим телом.
Пропаганда говорила: не будь пассивным и не жди ничего и никого, будь как Александр Матросов, выполняй задачу любой ценой. Вот тебе пример, как нужно относиться к выполнению поставленной задачи. И уже дело сержантов в войсках обучить рядового, как оставаться в живых, как выходить из сектора амбразуры, как забрасывать гранатами или заходить с тыла. Но главное было закреплено в тысячах боевых листков и выпусках армейских газет, герой – это Александр Матросов, а не те, кто лежит и ждёт.
И это работало. Если внимательно посмотреть на те подвиги, которые тиражировались непосредственно в период Великой войны, на то, как они тиражировались и когда, то хорошо видно, какие задачи стояли перед военной пропагандой, предельно функциональной. Текущее информирование о боевой работе было предельно безличностным: N-ская часть в районе населенного пункта N. И это подчеркивало, что воюют все и каждый из миллионов военнослужащих на всех направлениях. Озвучивая одного, не создавали безвестность других. Если имена появлялись, то с конкретной целью под конкретную задачу.
Другое дело, что после войны продолжили эксплуатировать всё сделанное в боевых условиях, раздувая мифологию, которую так успешно впоследствии использовали очернители и предатели. Осознанно или нет – уже не важно. Но была и другая линия увековечивания памяти о Великой войне, настоящая, космически прочувствованная.
Александр Матросов – не просто пропагандистский миф, это реальный солдат, совершивший свой солдатский подвиг. Один из миллионов. Но его призвали выполнить еще одну боевую задачу, которую поставили в управлении пропаганды, уже после того, как закрыл собой амбразуру, через заметки в газетах поднять за собой роты и полки, дойти с ними до самого Берлина.
А потом пришло время памятников. Кто-то скажет: наставили безликих истуканов, и будет не прав в своем ограниченно обывательском взгляде, навязанном колониальной пропагандой, культивирующей эгоизм, нарциссизм, и необходимость быть единственным, эксклюзивным и в топе. Но в Великой войне победили не супере-герои, не одиночки-специалисты, не секретные подразделения или сверх-профессионалы. Нет, это был народ-победитель, мобилизованные сыновья, отцы, братья. Учителя, дворники, строители, шахтёры, колхозники, счетоводы, как оторванные от мирной профессии, так и те, кто её еще не получил, кто еще и не пожил в мирной жизни. Просто люди, в мирной жизни, наверное, даже люди, как говорится, маленькие. Но это они, встав плечо к плечу в единый строй, победили.
И в каждом памятнике, который для обывателя выглядит обезличенным, современники и потомки героев видят лица, родные знакомые лица, миллионы лиц в каждом безымянном памятнике и обелиске. Могила неизвестного солдата в Москве – там лежит солдат, которого знает каждый. Это солдат из Бессмертного полка там лежит, его фотография есть в каждой семье.
А вот у врагов никаких имён и биографий вообще не должно быть в информационном пространстве. Шайтан, враг, п*дарас. Убит – туда и дорога, взят в плен – пусть с ним разбираются специальные органы, вот для них какие-то имена и биографии имеют оперативный интерес. Для людей воюющей страны достаточно того, что это – враг, без роду без имени. Либо еще живой и вооруженный, что надо исправить, либо уже убитый или пленённый. И так до самой Победы. А там Бог разберётся.
04.04.23
На Земле, безжалостно маленькой…
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
…А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
1969 г.