Найти тему

Когда видимое становится реальностью. Сериал «Пиарщица»

Раз уж мы заговорили о пиаре, эту пятницу будет кстати посвятить обзору британского драматического сериала «Пиарщица», который в оригинале называется «Flack» (flack – профессиональный жаргонизм, означающий в переводе «рекламу», «паблисити» или «пресс-агента»). Пока сериал состоит из двух сезонов, которые вышли в 2019 и 2020 годах, и разговоров о продолжении еще не слышно. В целом сериал был воспринят зрителями довольно благоприятно, хотя критики и отмечали излишнюю, по их мнению, гипертрофированность отрицательных качеств персонажей.

В действительности же, конечно, актеры, включая исполнительницу главной роли блистательную Анну Пакуин, играют не столько отрицательных, сколько гиперреалистичных персонажей – то есть, людей, которыми мы все, за редким исключением, и являемся. Эти люди совсем не идеальные, конечно, но не такие уж и плохие – и совершенно каждого из них можно в какой-то момент их жизни пожалеть и каждому посочувствовать. Жизнь вообще – очень сложная штука, а уж тем более, когда ты пытаешься делать головокружительную карьеру и при этом оставаться нормальным человеком.

И вот при той карьере, которую делает героиня Анны Пакуин – пиарщица Робин – оставаться нормальным человеком тем сложнее, чем ты в своем деле профессиональнее. Ведь главная задача Робин – постоянно и фактически круглосуточно разбирать сложные житейские коллизии всевозможных знаменитостей, кинозвезд, телеведущих, популярных певцов, спортсменов и фотомоделей.

В открытом современном мире, где информация распространяется мгновенно, а жизнь практически любого известного человека максимально прозрачна, твоя карьера зависит не только от твоей харизмы и таланта, но и от твоей репутации. В любую минуту за любое неосторожно сказанное публично слово тебя могут «отменить», а то и привлечь к самой настоящей юридической ответственности, после чего ты потеряешь все, что заработал таким огромным трудом.

Тем не менее, знаменитости как будто принципиально отказываются об этом думать и беспокоиться, совершая самые различные предосудительные поступки – изменяя супругам, употребляя запрещенные вещества, допуская этически спорные высказывания, скрывая свои подлинные предпочтения, постоянно делая не то, что они «проповедуют», и все такое прочее. Все эти знаменитости хорошо знают, что они могут свободно заниматься всеми этими предосудительными вещами – потому что они могут заплатить специально нанятому для этих целей PR-агентству, и опытные специалисты придут и все «разрулят».

И Робин вместе с ее начальницей Кэролайн, напарницей Евой и стажеркой Мелоди действительно приходится все это «разруливать» и исправлять, проявляя порой совершенно фантастическую изобретательность. Например, представляя фотомодель-скандалистку борцом за права этнических меньшинств или выдавая совершившую пластическую операцию владелицу компании органической косметики за жертву домашнего насилия. Ради своих клиентов Робин и ее коллеги вынуждены не просто лгать – они изобретают эту ложь, которая порой куда ужаснее реальности и идет вразрез со всеми мыслимыми правилами нормальной этики.

Чем изощреннее и изобретательнее эта ложь и чем она успешнее внедряется в общественное публичное пространство, тем у Робин сильнее проступает профессиональная деформация. Свои пиар-методы и приемы она начинает вовсю использовать в собственной личной жизни, пытаясь скрыть свои неблаговидные поступки от близких, родных и друзей. Причем в самих этих неблаговидных поступках нет никакой необходимости, даже как будто сама Робин и не хочет их совершать. Но делает это, как будто загипнотизированная и «зараженная» развязностью и безнаказанностью своих клиентов. Коллегам же Робин этой профессиональной деформации удается избежать – и это подчеркивает, что дело вовсе не в этически «грязной» профессии, а в самом человеке.

Выдать видимое за реальность – можно, но превратить его в реальность на самом деле не способен ни один самый профессиональный пиарщик. Точнее, он, конечно, может это сделать, но лучше бы ему даже не пытаться. Потому что видимое, становясь реальностью, никогда эту самую реальность не приглаживает и не улучшает, а делает ситуацию намного хуже той, что была изначально. Иллюзорное благополучие, прикрывающее ужасную правду – это миф, и нет ничего опаснее, чем пытаться этот миф претворить в жизнь.