Найти тему
26,4K подписчиков

И зачем только мне эти горы...

5,1K прочитали

Год назад я была, наверное, счастливейшим человеком на свете.
После пары недель сомнений, ожиданий, тревог, различные кусочки событий вдруг сложились в пазл, и я оказалась в списке участников экспедиции на Эверест.

Потом, когда всё закончилось, меня спрашивали, пойду ли я ещё туда когда-нибудь.

Сначала я отвечала категорически:
- Нет!
Чуть позже:
- Ну, если мне за это только много заплатят.

Но прошло где-то полгода. Страсти улеглись. Воспоминания о Эвересте разложились по полочкам памяти. И появилась возможность спокойно выдохнуть и подумать о том, что лично мне дала эта экспедиция.

А ещё многие писали:
-Эверест достигнут. А что дальше?
И часто подразумевалось, что после Эвереста уже вряд ли что-то может быть круче - это же самая высокая гора.
- Мечта жизни исполнена, да? - спрашивали меня, поздравляя с успешным восхождением.

И мне как-то даже неудобно было сказать, что вот именно Эверест - не был мечтой моей жизни.
Конечно, хотелось очень взойти на него. Но где-то в глубине души я знала, что как минимум на 50% я хочу взойти туда не потому что именно этот географический объект притягивает меня, а потому что Эверест - это знаковая гора, про которую знают все. Про которую меня постоянно спрашивают:
- А ты была на Эвересте? Нет? А что так?

А ещё понятно было, что если просить деньги у спонсоров (а где ещё-то взять столько денег), то надо или сделать что-то невероятное: пройти по новому маршруту, в одиночку, желательно без кислорода - и это всё явно были не мои варианты.
Или нужна знаковая гора. Для информационного повода. Эверест - это оно. Это название привлекает всех, даже тех, кто ни разу в горах не был. Это не плохо, не хорошо. Просто так устроен наш мир.

А мне просто хотелось попробовать, что такое 8000 метров.
Я очень хотела узнать, как там на такой высоте. А ещё - как это, жить больше месяца в горах, быть участником большой и долгой экспедиции.
И это, конечно, была мечта. Может и не всей жизни. Но точно одна из мечт.
И она сбылась.
Но уже спустя где-то полгода начали появляться мысли: "Интересно, а вот если бы я сделала так... А можно было бы вот так?.."
Ну, знаете, этот извечный зуд...

Я сейчас перечитываю книги Райнхольда Месснера. Величайшего в больших горах.
Сначала прочитала "Хрустальный горизонт" - про одиночное восхождение на Эверест.
Теперь вот дочитываю "Белое одиночество" - про Нанга-Парбат.

И там у него есть фразы, которые, наверное, как нельзя лучше объясняют, зачем это всё надо.
Ни в коем случае не хочу себя даже где-то сравнивать с ним. Он великий. Что уж там. Его одиночные восхождения на высочайшие горы планеты, его первое восхождение на Эверест без кислорода - они навсегда вошли в историю горовосхождений и открыли новые горизонты для тех, кто потом пошёл по его следам.

И всё же процитирую. Потому что несмотря на разницу в том, что мы делаем в горах (таких как я он снисходительно относит к туристам, топающим по проторенным дорожкам), в его словах я нахожу отголоски своих мыслей, когда мне задают вопрос, зачем нужно то, чем я занимаюсь, что даёт это человечеству.

"Тот факт, что мой энтузиазм оказывается неразделённым, остаётся для меня загадкой, а неумение объяснить другим свои идеи делает меня в некотором роде беспомощным. А ведь тут и объяснять-то нечего. Я решил идти на Нанга-Парбат в одиночку. Не более того. Вероятно, потому, что я от природы способен принимать радикальные решения, и потому, что у меня есть время, необходимые финансы и желание.
Не потому, что я думаю, что это важно. Может, и не важно, для меня это не имеет значения.
Нет, это ничего не даёт человечеству: Эверест без кислорода или Нанга-Парбат соло. Но кто сказал, что всё, что мы делаем, должно приносить какой-то результат? Я просто хочу, чтобы меня приняли таким, какой я есть, и я не был бы собой, если бы не мог время от времени восходит на гору."


Вот и в том, что я хожу в горы, не надо искать глубинные смыслы. Я просто делаю то, что мне интересно. Это и есть я.

Собственно, к чему я это всё?

А к тому, что не прошло и года после Эвереста, а мысли про то, что вот если бы можно было повторить, но только попробовать по-другому, стали всё настойчивее одолевать меня.

Я знала, что повторить Эверест не получится - это слишком дорого. Да и зачем Эверест, если совсем рядом есть прекрасная гора.
Лходзе.

Год назад я была, наверное, счастливейшим человеком на свете.

Четвёртый по высоте восьмитысячник. Гора всего на 332 метра ниже Эвереста по вертикали.
Но кто из неходящих в горы слышал про Лходзе? Это же не Эверест.

И это прекрасно. Потому что во-первых, это сразу же переводит моё восхождение на неё в разряд - только для себя. Во-вторых, восхождение на неименитую гору стоит гораздо дешевле, чем восхождение на Эверест. В-третьих, гора не настолько популярна, а значит там точно не будет очередей, которых на Эвересте нам в прошлом году по счастливой случайности удалось избежать, но которые были одним из главных пугающих меня факторов.

И поэтому я решила попробовать подняться на Лходзе.

Классический (массовый, если это слово применимо к восьмитысячнику) маршрут подъёма на Лходзе практически целиком , до высоты почти 8000 метров повторяет маршрут подъёма на Эверест с юга, по которому мы ходили в прошлом году.
Так что для меня это будет как раз этаким повторением того, что было с попыткой попробовать сделать теперь по-другому.

Теперь не будет полного сервиса с опытными гидами, с кучей кислорода, огромной командой шерпов, ресторанной едой и массажистом на базе.
Всё будет гораздо проще.
Базовый сервис, включающий пермиты, логистику, проставленные лагеря (для непосвященных - это значит, что по всему маршруту в лагерях будут стоять палатки, где я смогу ночевать и будет какое-то питание), сопровождение одним шерпой и, конечно, немного кислородных баллонов - достаточное количество для восхождения, но устраивать кислородные вечеринки не получится.

Конечно, если бы не было Эвереста в прошлом году, вряд ли бы я решилась на это. По многим причинам.
Но я уже проходила этот путь до четвёртого, штурмового лагеря. Непройденным остался только участок от 8000 и до вершины.
Я знаю, что там и как. И как я чувствую себя на 8000 при удачном стечении обстоятельств.
Я знаю, что из себя представляет маршрут и как всё организовано.
Зная это, гораздо легче как-то оценивать свои шансы.
Впрочем, понимаю, что в прошлом году нам невероятно повезло с погодой, в результате чего вся экспедиция, несмотря на её общую тяжесть для меня, прошла в достаточно лайтовом режиме. И что рассчитывать на такую удачу ещё раз вряд ли можно. Но на это я никак не могу повлиять.

А ещё после Эвереста - это никак не связано напрямую, просто что-то перещёлкнуло за последний год в мироздании по отношению ко мне, и в моём отношении ко многим вещам - я знаю, что могу сама заработать деньги на такую экспедицию. И что ещё важнее - могу позволить себе их потратить.

Не будем также списывать со счетов, а добавим в плюс три восхождения на Килиманджаро подряд в феврале-марте. Ведь лучшей подготовкой к горам являются восхождения на горы.
И удачно сложившуюся программу перед экспедицией.

Уже через пару дней я полечу в Непал. Сначала буду работать с одной группой - поведу их на Мера пик (а это почти 6500 метров), потом немного отдохну, поработав ещё с одной группой - пойдём в базовый лагерь Эвереста.
Собственно, отсюда и возникла идея Лходзе - я же дойду уже до базового лагеря...

Поэтому в планах, если погода и здоровье позволят, попытаться подняться на Лходзе как-то побыстрее, чем мы шли на Эверест.

Так что зелёный плюшевый медведь снова в деле!

Год назад я была, наверное, счастливейшим человеком на свете.-2

Почему зелёный плюшевый медведь?

Многие были уверены, что кигуруми зелёного медведя в прошлом году на Эвересте было только потому, что это была прихоть спонсоров.
На самом деле, ничего подобного.
Просто, мне кажется, что идти на большую гору в кигуруми плюшевого медведя - это прикольно.
И уже давно не имеет никакого отношения к спонсорам (при всём моём уважении). Должна же быть у меня какая-то своя фишка.
Почему должна?
Да просто, потому что мне так хочется. И больше нипочему.