В свое время Юрий Григорович определил своего «Спартака» «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». И именно танцовщики мужского склада всегда рвались примерить на себя не только партию мятежного гладиатора, так как такого экспрессивного, монументального и в то же время нежного, любящего героя на балетной сцене встретишь нечасто, – но и кровожадного римского патриция.
Легендарное хореографическое полотно на музыку Арама Хачатуряна идет в краснодарском Театре балета Юрия Григоровича 23 года, и за это время мне пришлось повидать немало «четырех солистов». И я, конечно, вспоминаю Инь Даюна, наверное, одного из лучших, и Дениса Владимирова, чей танец тоже отличался и статью, и мужественностью. Среди Эгин бесспорно неподражаема в своей чувственности была Александра Сивцова. Из Крассов можно отметить интересного и выразительного Сергея Баранникова, а вот Фригия исполнялась многими, но как-то портрет возлюбленной предводителя восставших гладиаторов так и остался нашими «этуалями» недописанный. И мне очень жаль, что мы не увидели в этой партии нежную, трепетную балерину Валерию Исаеву в дуэте с Рустамом Исхаковым, чьи гастроли изначально планировались. Пара должна была приехать в столицу Кубани и станцевать в балете «Спартак» на сцене Краснодарского музыкального театра 3 апреля. Однако добрался до нас только партнер, а Валерию Башопера командировала на фестиваль в Чебоксары…
Нам же предложили оценить искусство другой своей «примы», обладательницы 2-й премии международного конкурса «Молодой балет мира» 2010 года – Ирины Сапожниковой. Я был тогда в Сочи и хорошо запомнил надежду башкирского балета. Естественно, сейчас с огромным нетерпением ждал и надеялся лицезреть ни больше ни меньше зрелого мастера, истинного профессионала. И на самом деле перед нами предстала с хорошим апломбом, с добротной мелкой техникой, особенно па-де-буре, суперкрепкая, уверенная в себе балерина. И все-таки больше всего поразило другое – какой-то холод, отстраненность, энергетическая опустошенность.
Всю эмоциональную нагрузку в этот вечер на себя взяли два танцовщика – Рустам Исхаков (Спартак) и Евгений Ланцута (Красс). Вот где кипели страсти и горел огонь! Премьер из Уфы у нас не первый раз, но нынешнее выступление, даже несмотря на совершенно разную внутреннюю скорость с партнершей, его полного драматизма монологи, прорезающие пространство стремительные прыжки и такие же пируэты вершили на сцене высокую трагедию. К тому же замечательный экстерьер артиста – рост, сложение, линии, мужественность идеально легли на его героя. И Красс в исполнении Евгения Ланцуты соответствовал Спартаку. Когда Евгений появляется на сцене, мы всегда знаем, что образ, создаваемый им, будет обязательно ярким и живым. Так получилось и с римским полководцем, который вышел у него без всяких аффектаций очень живописным, точным в ключевых моментах – чего стоит только сцена поединка и бегства.
На сей раз мы увидели спектакль «двух солистов и кордебалета» – кордебалета, надо отдать должное, умеющего нести свой образ и характер. А что касается Фригии и Эгины, то этот прекрасный апрельский вечер просто был не их. Кстати, Ирина Сапожникова раньше исполняла роль коварной куртизанки и даже танцевала ее, кто видел, считают достойно, на премьере в 2013 году в Башкирском государственном театре оперы и балета.
АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВ