ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ – ЧТО ЭТО? И КАК РАСПОЗНАТЬ?
Настоятельно рекомендую ознакомиться с этой статьёй всем. Поверьте, очень многие родители увидят своего ребенка. Никого не хочу пугать, а хочу предостеречь.
Задайте себе вопросы: Какие оценки получает мой ребенок по русскому языку и литературе (чтению)? Что у него в тетради? Как усваивает материал?
Многие начинают искать репетиров по русскому языку. Зря!!! Очень часто тут нужен логопед, а не репетитор. Да! Это дисграфия или дислексия!
Давайте подробнее разберем.
Что такое дисграфия?
Это нарушение письменной речи. Проще говоря, о дисграфии мы говорим в том случае, если ребенок делает огромное количество ошибок даже в самых простых словах.
Симптомы дисграфии:
- замена букв;
- зеркальное написание букв и цифр;
- искажение звуко-слоговой структуры слова;
- нарушение слитности написания отдельных слов в предложении;
- аграмматизмы на письме (пропуск предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже и т.п.).
Видов дисграфии много. Мы не будем на них останавливаться, всё можно найти в интернете. Главное знать, что искать. Причин тоже много. От наследственности, до педагогической запущенности. В настоящее время появилось очень много случаев именно с педагогической запущенностью.
Вот некоторые моменты, на которые нужно обратить внимание.
- Ребёнку не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно.
- Он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы).
- Не узнаёт слова, которые встречает постоянно
- Речь развивается медленнее, чем у сверстников.
- Может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже целую страницу.
- Переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги.
- Есть трудности с запоминанием букв, слов и понятий.
- Видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры).
- Не может определить границы слов, предложений.
- Путается во временах года, днях недели или времени суток.
- Отвлекается, тяжело сосредотачивает своё внимание.
- Трудности с организацией и соблюдением инструкций.
- Теряет вещи, забывает про задания.
- Выкрикивает ответ до того, как учитель закончит свой вопрос.
- Не умеет ждать, перебивает.
Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
Дислексия — это нарушение речи, при котором постоянны ошибки при чтении. Главной причиной можно назвать то, что у ребенка (или уже во взрослом возрасте) не сформированы психические процессы, которые задействуются в процессе чтения.
Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?
Изредка первые признаки дислексии можно заметить еще до того, как ребенок начнет учиться читать и писать. Такой ребенок может иметь намного меньший словарный запас, чем его ровесники, не понимает и не запоминает детских стихов, загадок, не участвует в словесных играх. Также он не проявляет интереса к изучению алфавита, цифр. Но… точно также может вести себя и обычный ребенок в таком возрасте.
В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому
Наиболее часто дислексия обнаруживается в возрасте от 6 до 10 лет. Такие дети не могут сопоставить звук и букву. Это ведет к грубым ошибкам во время письма. Например, переставлены буквы или слоги в слове. Техника чтения у такого школьника намного медленнее, чем у его одноклассников.
У подростков и взрослых
Самой большой проблемой является неспособность составить связный письменный текст, даже обладая энциклопедическими знаниями по предмету. Это вызовет затруднения у студента во время конспектирования лекции или на семинаре, у взрослого человека – на рабочем месте. Дислектики стесняются своей проблемы и пытаются максимально обходиться без письма и чтения.
Видов у дислексии много, как и у дисграфии.