Прибыль, обладающая притягательной силой, создает рабочие места, увеличивает благосостояние и наделяет людей такими возможностями, на какие не способна ни одна социальная или экономическая система.
Дэвид Рокфеллер, американский бизнесмен
Приветствую всех на моем канале! В этой статье продолжу разбор темы об экономических системах. Они, кстати, весьма часто попадаются во вариантах ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию, поэтому их вдвойне важно повторить. И конкретно в этот раз хочу рассказать о рыночной экономической системе, или просто рынке, а также его функциях.
Прежде чем описывать особенности рыночной экономической системы, напомню, что в самом начале была только одна экономическая система - традиционная. Но о ней я ранее писал в другой статье, поэтому перейдем к рынку.
Что такое рынок?
При слове "рынок" многим придет на ум место, где есть много продавцов и покупателей, постоянно совершающих сделки купли-продажи. Некий базар, похожий на изображение внизу.
В более широком понимании рынок - это система взаимоотношений в сферах производства, распределения, обмена и потребления благ.
Рыночная экономическая система создает и поддерживает условия, необходимые для существования и успешного функционирования торговли, производства и распределения тех самых благ. Но какие это условия? Что характерно для рынка? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним три вопроса экономики.
Главная особенность рыночной экономической системы в том, что она оставляет решение этого вопроса частным предпринимателям.
Частный предприниматель - это лицо, занимающееся деятельностью по производству и продаже благ с целью получения прибыли, то есть предпринимательской деятельностью.
В рамках рыночной экономической системы каждый человек имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Польза этой деятельности несомненна, ведь именно благодаря ей население имеет возможность приобретать необходимые блага.
Смысл прост - предприниматели организовывают производство благ и получают за их продажу прибыль, а потребители покупают те блага, которые им нужны. При этом стремление получить прибыль сподвигнет предпринимателя предоставлять потребителю именно то, что ему нужно, угождать его запросам.
По этой причине говорят о главном законе рыночной экономики - спрос рождает предложение. То, что хочет получить потребитель, предприниматель поспешить ему дать, чтобы получить прибыль.
При этом отношения предпринимателей и потребителей все же не бесконтрольны, а в определенной степени регулируются государством.
Государство не диктует предпринимателям, что им производить, а покупателям - что им покупать. Оно лишь создает необходимые условия и правила, чтобы обе стороны получали выгоду от своего взаимодействия. По этой причине, на рисунке от государства идут пунктирные линии, что означает ограниченный контроль.
Например, государство контролирует оборот вещей, представляющих угрозу жизни людей (таких как оружие), или вовсе запрещает производство некоторых из них (наркотики). Это разумное вмешательство в экономику призвано не подорвать свободу предпринимательства, а уберечь участников рынка от вреда, неизбежно следующего из отсутствия должного контроля.
Также государство поддерживает предпринимателей в условиях кризисов: предоставляет им дотации и субсидии, уменьшает налоги, и помогает другими способами. Предпринимательство необходимо поддерживать, поскольку оно обеспечивает людей товарами и услугами.
Еще одна важная черта рыночной экономики - наличие экономической конкуренции.
Продавцов на рынке много, и все желают получить прибыль. Поэтому продавцы, реализующие однотипные блага, соперничают друг с другом за лучшие условия купли-продажи и производства.
Конкуренция заставляет продавца не сидеть на месте, а модернизировать свое производство, делать свои блага более качественными и разнообразными, что выгодно для потребителей.
Кроме того, конкуренция понуждает продавцов снижать цены на свои товары и услуги, ведь в ее условиях повышать цены затруднительно - потребитель просто выберет того продавца, у которого цены ниже.
Конкуренция есть и среди покупателей, но она не имеет большого значения для экономики, важна именно конкуренция продавцов.
Функции рыночной экономики
Хотя участники рынка имеют одинаковые цели, заключающиеся в извлечении наибольшей выгоды (наибольшая прибыль или выгодная покупка), они действуют не как единое целое, а по отдельности.
Рынок децентрализован, и не управляется кем-то одним. Его участники свободно руководят своими действиями. Но интересы у них общие, их диктует основополагающий рыночный принцип: чем больше выгоды, тем лучше.
Из-за наличия общего интереса, участники рынка похожим образом выстраивают свое поведение в условиях рынка, и можно говорить о функциях рынка:
1) Регулирующая функция. Рынок «сводит» воедино интересы продавцов и покупателей, заставляя их регулировать свое поведение так, чтобы обмен был выгоден для них обоих. Иными словами, рынок приводит спрос и предложение в соответствие друг-другу.
Пример: летом из-за жары у людей повысился спрос на мороженое и холодную воду. Продавцы поспешили нарастить продажу этих товаров.
2) Стимулирующая функция. Рынок мотивирует своих участников на полезную деятельность, ведущую к более качественному удовлетворению их потребностей.
Пример: предприниматель владеет крупным рестораном в центре города. Чтобы повысить интерес к своему заведению, он ввел новые блюда в меню и обновил интерьер помещения.
3) Ценообразующая функция. Рынок регулирует цену на блага. Это вполне очевидно: продавец хочет продавать по максимально низкой цене, а покупатель – покупать по максимально низкой цене. В итоге продавцы установят цену на некоем среднем положении, которое будет приемлемо и для покупателей, и для продавцов, и их интересы перестанут противоречить друг-другу, сбыт товаров будет осуществляться нормально.
Пример: в городе N открылось новое предприятие по производству запчастей для автомобилей. Его владелец изначально поставил очень высокую цену на свои запчасти, и потому его продажи были ниже, чем у конкурентов. После этого он снизил цены до приемлемого уровня, чтобы при этом предприятие не было убыточным, а клиенты охотнее покупали его продукцию.
4) Контролирующая функция. Рынок играет роль главного контролера конечных результатов производства. Он выявляет, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг. Главным показателем являются цифры продаж.
Пример: в городе Z работает издательство популярного глянцевого журнала. Недавно оно выпустило новый номер журнала. Цифры продаж нового номера оказались самыми высокими за последний год. Благодаря ним владелец издательства сделал вывод, что его сотрудники смогли правильно понять интересы читателей, и выбрали подходящую тему для номера.
5) Посредническая функция. Рынок выполняет все технические условия для осуществления встречи продавца и покупателя. Выше было сказано о таких экономических агентах, как посредники – это магазины, курьеры, рынки, и другие участники рынка, которые помогают доставить благо от продавца к покупателю. Именно они выполняют посредническую функцию рынка.
Пример: в городе X работает крупный рыбный магазин. Сам по себе он ничего не производит. Предприятия, занимающиеся производством рыбной продукции, поставляют ее в этот магазин, где покупатели могут ее приобрести. Этот магазин выполняет посредническую функцию.
6) Информационная функция. Рынок дает своим участникам объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
Пример: предприниматель владеет фирмой по производству одежды. С начала лета он следит за тем, как меняются продажи туристических путевок в теплые летние страны. Увидев стремительный рост их продаж, он нарастил производство летней одежды для отдыха. Таким образом, рынок подал ему сигнал, подтолкнувший к такому решению.
7) Санирующая функция. Название функции связано со словом «санитар». Рынок очищается от неэффективных продавцом, не способных обеспечить надлежащее качество товаров и услуг.
Пример: предприниматель выпускает автомобильные шины низкого качества. Многие автовладельцы остались недовольны их покупкой, поскольку шины лопались прямо во время езды. Не справляясь с конкуренцией, и не имея возможности выпускать более качественные шины, этот продавец закрыл бизнес.
Таким образом, рынок представляет собой саморегулирующуюся систему, все функции которой четко связаны с желаниями её участников - получить прибыль, или купить качественную услугу или товар. Тем и прекрасна данная система, что она прекрасно работает на внутренних побуждениях людей, а не за счет внешнего принуждения.
Читайте также
✅✍🏻Записаться на пробный бесплатный урок по обществознанию