Найти тему
Люди PRO

«Афганцы» мстят за неуважение со стороны властей. Вот чем заплатило правительство за халатность к ветеранам

Оглавление

10 ноября 1996-го года. Тихое Котляковское кладбище выглядит как поле боя. Сильнейшая взрывная волна на десятки метров раскидала раненых.

«Это беспрецедентный случай, чтобы произошел такой наглый террористический акт», – историк.

Трагедия случилась в День милиции. 14 человек не стало на месте, 30 получили тяжелые ранения. Эпицентром взрыва была могила председателя российского фонда инвалидов войны в Афганистане – Михаила Лиходея.

«Теракт был заранее спланирован. Взрывной заряд был заложен, фитиль выведен в сторону. Когда все собрались, исполнитель пришел и со всеми попрощался», – ветеран.

В тот день профессиональный цинизм покинул самых бывалых силовиков, которых бросили на место шокировавшего всю страну теракта. На Котляковке было очень страшно.

«В радиусе многих сотен метров находили тела. Конечно, зрелище не для слабонервных. Не стало также Трахирова – председателя, заменившего Лиходея», – сказал Вадим Подхалюзин, подполковник в отставке.

Когда Трахирова отправили на службу в Афганистан, он страшно боялся остаться на поле боя и не мог подумать, что трагедия настигнет его в мирное время в Москве.

«Афганцы» стали ненужными

В начале 90-х были рассекречены данные о советских солдатах, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. Всего за 10 лет там побывал 700 тысяч советских военнослужащих. Около 15-ти тысяч из них не вернулись домой или пропали без вести. Больше 50-ти тысяч получили тяжелые ранения и контузии.

«Большинство ожидали, что после возвращения с войны к ним будет хорошее отношение», – говорил Александр Ковалев, председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов.

Но «Афганцы» были никому не нужны. В конце 80-х дела в Советском Союзе плохи. Михаил Горбачев объявил перестройку, народу нравились его слова.

«Мы обретаем с вами второе дыхание на основе понимания прошлого, настоящего и научного предвидения перспектив», – Михаил Горбачев.

Но прилавки магазинов были пустыми. Стремительно обесценивались все привычные ориентиры. Люди, которые защищали интересы своей страны в Афганистане, не имели ни уважения, ни денег, ни лекарств, ни жилья. А когда Советский Союз развалился, то «Афганцы» почувствовали себя уже отбросами общества и заливали свою боль алкоголем.

«Публично было заявлено, что эта война была не нужна», – сотрудник милиции.

Это в советское время женщины любили военных, а в 90-е героями считались бандиты и банкиры. «Афганцы» понимали, что никогда не попадут на этот «праздник жизни». Их душевное состояние было ужасно.

«В середине 90-х главный военный психиатр говорил, что порядка 15-20% служащих нуждаются в серьезной психологической коррекции», – психиатр.

Восстание ветеранов Афганистана

Широкореченское кладбище Екатеринбурга. На Аллее Славы рядом со стоящими героями города в 90-е упокоились представители многочисленных ОПГ – рядовые и мощные криминальные авторитеты.

«В 90-годы сложились 4 крупные преступные группировки: “Уралмаш”, “Центр”, “Синие” и “Афганцы”», – со слов Михаила Корабельникова, политолога.

Все они воевали друг с другом. И про «Афганцев» ходили легенды. Они очень метко стреляли, были безжалостны. Если бандиты сталкивались с ними в открытом бою, то живыми уйти удавалось редко.

«Они были сильно сплочены. Каждый считал друг друга братом», – политолог.

Екатеринбург всегда гордился фактом, что здесь долго жил и начал свою карьеру президент России. Он любил этот город, но в 92-ом испытал настоящий шок. В городе случилась история, которая очень его напугала.

«Городские власти пообещали “Афганцам” квартиры в двух новых домах, но по каким-то причинам не сдержали слово», – Алексей Иванов, писатель.

«Афганцы» решили поставить власть на место и самовольно заняли квартиры в двух еще не заселенных домах. Такого в России никто не видел. Захват жилплощади произошел за 2 часа.

«В пустые квартиры вселились 273 семьи “Афганцев”», – со слов писателя.

Руководил «Афганцами» в Екатеринбурге воин-интернационалист Владимир Лебедев – человек решительный и бесстрашный, которого очень задевала нищая жизнь ветеранов Афганистана. Квартиры многие ждали по 10 лет, и он посчитал себя вправе поставить власти ультиматум.

«Это напоминало военную операцию», – политолог.

Бандиты держат оборону

Захватившие дома «Афганцы» понимали, что их могут выкинуть на улицу, используя милицию. Поэтому они обнесли территорию колючей проволокой и сделали несколько блокпостов, на которых по очереди дежурили вооруженные отцы семейств, живущих в этих домах. У них были автоматы и даже пулеметы.

О вооруженном захвате домов в Екатеринбурге становится известно в Кремле. Силовики предлагают устроить штурм и закатать «Афганцев» в асфальт. Но Ельцин не хочет устраивать бойню, ведь во время штурма могут пострадать женщины и дети. На переговоры с «Афганцами» отправляют Руслана Аушева – в то время он председатель Комитета по делам воинов-интернационалистов. Но уральские «Афганцы» приняли Аушева прохладно и только еще раз озвучили своему свой ультиматум – «Мы никуда не уйдем и будет с оружием в руках биться за положенную нам жилплощадь». Сделать с ними никто ничего не мог, они держали оборону почти год.

«Они не были жертвами. Лишь хотели отстоять то, что считали своим по праву», – говорил Алексей Иванов, писатель.
Захват жилого дома
Захват жилого дома

Развал внутри ОПГ

Но через какое-то время в рядах захватчиков домов началось брожение. Появились люди, которые боялись, что их в итоге посадят в тюрьму. В одной из квартир наложил на себя руки Владимир Афанасьев.

«Афганцы» только с виду казались грозной силой и «настоящими мужиками», но на самом деле уверенных в себе среди них было мало. Очень многие не только пили, но и употребляли запрещенные вещества, с которыми познакомились в Афганистане. И множество добровольных казней произошло «под кайфом».

Бывший прапорщик Владимир Лебедев имел мозги генерала и в мирной жизни вполне мог стать успешным бизнесменом, но стал бандитом. Еще до захвата домов в Екатеринбурге вместе с другими «Афганцами» он крышевал местный рынок.

«Он жил по принципу “кто не наступает, тот отступает”», – писатель.

В итоге властям и милиции удалось разоружить «Афганцев», занявших без спроса два многоквартирных дома. Им тихо раздали ордера на жилплощадь неподалеку.

Роковой указ президента

События в Екатеринбурге подтолкнули Ельцина к шагу, который многие называют «страшной ошибкой», из-за которой потом пострадают многие. В декабре 93-го президент подписал Указ №22.54 «О мерах поддержки деятельности общероссийских объединений инвалидов». Всероссийское общество инвалидов, общество слепых, глухих и инвалидов войны в Афганистане получили по нему беспрецедентные таможенные налоговые льготы.

Логика Ельцина была проста: если в казне нет денег, то пусть инвалиды заработают сами, и освобождение от налогов пойдет им только во благо. Но он своими руками заложил начало нескольких мощных мафий. Вскоре в стране начался настоящий хаос.

👉 Продолжение истории: *ссылка на статью*