Боевой железнодорожный ракетный комплекс, бесспорно, мощное оружие. Но смертоносный и незаметный он все же имел существенные недостатки. Один из них – большой вес.
Одна только ракета с пусковой установкой весила более 1,5 сотен тонн. Добавим к этому массу самого вагона и тот факт, что каждый состав включал три таких установки. В итоге поезд-призрак создавал такую колоссальную нагрузку на железнодорожное полотно, что рельсы и шпалы в районе его курсирования пришлось заменить, а насыпи – дополнительно укрепить.
Но оставалась еще одна проблема. Где взять тягач, который потащит за собой все это добро? На первых порах БЖРК возил специально модифицированный тепловоз М62, получивший индекс ДМ62.
Внешне они мало чем отличались друг от друга. Из наиболее заметных профессиональному глазу решений были квадратные фонари и путеочиститель с регулировочным механизмом.
Новый тепловоз неплохо справлялся со своими обязанностями. Но советским ученым не давала покоя автономность боевого состава. Так появился проект атомовоза – гибрида локомотива и атомной электростанции.
Как работает?
Ничего принципиально нового инженеры не придумали, и атомовоз работал по классическому принципу. В передней части локомотива располагался реактор, который вырабатывал энергию. (Мощность проектной установки составила 12 МВт). Реактор нагревал воду, а готовый пар вращал турбину. За счет получаемого с помощью генератора электричества работали двигатели локомотива, а в вагоны подавался свет.
Но блестящая идея разбивалась об одну немаловажную деталь – безопасность. Атомный поезд стал бы отличной мишенью для террористов, но и без того он представлял серьезную опасность для собственного персонала и всего живого вокруг.
При строительстве такой локомотив пришлось бы буквально заливать свинцом и бетоном, что превращало его в саркофаг на колесах массой в несколько сотен тонн (по некоторым данным до 450 т). Даже усиленная колея не смогла бы выдержать такой вес, и ее хотели заменить более широкой. Но вместе с ней пришлось бы перестроить всю инфраструктуру, что сразу же делало проект экономически нецелесообразным.
Работа над проектом была остановлена в 1985 году и более не возобновлялась. По-прежнему непонятно, где использовать такие атомовозы, как сделать их безопасными и как уменьшить затраты на обслуживание.
Ситуация осложняется тем, что проект так и остался на бумаге, и ни один атомовоз не вышел на просторы страны. И кто знает, какие еще сюрпризы вылезли бы в процессе тестовой эксплуатации.
Атомовоз в США
Ближе всего к реализации идеи атомного поезда подошли в Соединенных Штатах – из-за особенностей местных ж/д вес локомотива уже не играл столь важную роль. Согласно расчетам атомовоз, который назвали Х-12, весил бы 720 т и мог тянуть груженый состав со скоростью 80 км/ч.
Интересно, что реактор запускался всего один раз - на заводе, и затем доступ к нему перекрывался. Спустя три года эксплуатации его просто меняли бы на новый. Дозаправка требовалась раз в 6 месяцев.
Однако и в Штатах от использования атомовоза отказались. Слишком дорого и опасно, а в случае аварии последствия стали бы и вовсе катастрофическими как для экологии, так и для бюджета. X-12 тоже остался лишь на бумаге.