4 апреля (22 марта) — день рождения Героя Советского Союза Елены Григорьевны Мазаник (1914—1996). Её подвиг заключался в уничтожении генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе.
21 сентября 1943 года Елена, прилежная и примерная служанка, взятая в дом по рекомендации жены комиссара Аниты, подложила в спальню Кубе мину с часовым механизмом. Он был рассчитан на 24 часа, и почти сутки Мазаник провела неразлучно с тикающим взрывным устройством — носила его с собой в сумочке, проходя через посты охраны, а в доме Кубе подвязала мину к себе под платье.
В 00:40 22 сентября мина сработала. Кубе был убит на месте; находившаяся рядом его беременная жена Анита не пострадала. Говорят, что услышав о том, что Анита уцелела, Елена с облегчением воскликнула: «Слава богу!».
В 1958 году по мотивам убийства Вильгельма Кубе вышел советский художественный фильм «Часы остановились в полночь».
Может показаться странным, но вдова гауляйтера, написавшая книгу о своём муже, много лет спустя настойчиво писала письма Елене Мазаник. Зачем? А зачем вдова великого князя Сергея стремилась к встрече с эсером-террористом Иваном Каляевым, взорвавшим карету её мужа, дарила ему иконку, говорила о покаянии? (Кстати, можно вспомнить, что Иван Платонович тоже очень радовался, что великая княгиня не пострадала от его бомбы).
Кадр из фильма «Часы остановились в полночь» (1958)
Афиши фильма «Часы остановились в полночь» (1958)
Генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе, 22 сентября 1943 года взорванный своей советской горничной — подпольщицей Еленой Мазаник
Вильгельм Кубе (слева) и Герман Геринг (в центре)
Наивный человек сочтёт такое поведение вдовы погибшего искренним и безобидным. Будет даже растроган, прослезится... Возможно, оно и вполне искренне, то есть сама вдова честно верила в свою доброту, но оно отнюдь не безобидно. Это просто-напросто — осознанное или неосознанное — "продолжение войны другими средствами". Что не смогли сделать расстрелы, душегубки и газовые камеры — т. е. уничтожить противника, сделают разговоры о наступающей эре милосердия, доброты, гуманности и призывы к общему покаянию перед Богом. Разве не так всё именно и произошло за последние 30 лет?
Ниже привожу текст этого письма (Анита называет Елену Галиной, так как знала её под этим именем).
"Да благословит тебя Господь, Галина!
Какова милость Божья, что мы, после всех тех страшных событий, происшедших в 1943 году в г. Минске, снова можем приветствовать друг друга!
Галина, Господь держал свою милостливую руку над твоей и моей жизнью, а также над жизнью моих детей. Через Иисуса Христа прощает нам Господь весь грех, который отягчает нашу совесть. Я часто думаю, насколько тяжело и часто Вы думаете о том событии, произошедшем 22 сентября 1943 года. Всё же просите Господа о нашем Прощении!
Мы люди, не знаем, почему Господь допускает в нашей жизни такие события, мы можем только молиться:
"Господь, прости нас, да исполнится Воля твоя, да не моя."
Галина, я молюсь через Иисуса Христа с Вами:
"Господи, прости нам наши грехи, как и мы прощаем нашим должникам."
Галина, я желаю Вам всего хорошего, много радости, здоровья и не иметь нужды на старости.
Да сохранит Вас Господь, Ваш город Минск и Белоруссию!"
Из интервью спустя много десятилетий с вдовой Вильгельма Кубе Анитой.
Анита много раз повторяла, что милую девушку Елену Мазаник заставил убивать Сталин. «Елена была приятной, приветливой девушкой. Я знаю, её заставили это сделать. Мы с ней часто беседовали, она рассказывала о своём муже, как скучает…
Елена Мазаник, горничная, Герой Советского Союза. Фотография военных лет
— Ваш муж её обижал, ругал, бил?
— Нет! Это было невозможно. Елена очень мало общалась с Вильгельмом, она ведь была девушкой при его адъютанте Вильденштейне, который жил в том же доме. Нас обслуживали обычно три девушки: Елена, Татьяна и временная студентка. Они обедали у нас в столовой, жили в подвале. Елена жила в доме через дорогу.
— Когда последний раз вы видели Елену Мазаник?
В тот день Елена пришла с опухшей щекой. Я спросила, что с ней, она говорит, зуб болит. Муж сразу же распорядился отправить её к немецкому зубному врачу. И больше я её не видела. Она знала, когда мой муж ложится спать. Обычно это в полночь - полпервого ночи, после выпуска новостей. Мина была поставлена в кровать мужа на это время.
— Вы с мужем спали в разных кроватях?
Я была беременна, ребенок родился через три недели после смерти мужа, кровати были разные, но спали мы рядом. Последними словами Вильгельма были: «Спокойной ночи, моя милая и сладкая Аниточка». Мы уснули и минут через десять — взрыв. Я не пострадала, я вообще не поняла, что произошло. Трое детей спали в соседней комнате, мы их сразу начали эвакуировать, они были сильно напуганы (говорит очень эмоционально)».
Умели всё же обращаться с нацистами в 1943 году!