Во второй половине 60-х гг в Японии начался настоящий бум высотного строительства. Возведение многоэтажных зданий в сейсмической зоне должно многократно контролироваться весьма ответственными людьми. На строительных площадках появились въедливые клерки с документацией – супервайзеры, наблюдатели строительной площадки, Ге’нба Канто’ку (現場監督).
Они были обязаны подтверждать выполнение нормативов и фиксировать в документации время, точное место и исполнителей работ. Вскоре их обеспечили фотоаппаратами, способными выжить во время подобной «Большой работы».
Далеко не каждый аппарат способен выжить в реалиях современной стройплощадки – и камеры стали одеваться в волокнистый АБС-пластик, резину, закрывать объективы закалённым просветлённым стеклом, а экраны - поликарбонатом. Внешний брутальный дизайн «на болтах» был их визитной карточкой.
Плёночные аппараты для Супервайзеров производили Konica (Genbakantoku, 1988-2005) и Fujifilm (“Big Job”, 1989-2005).
Konica Genbakantoku (28WB/28HG и MS-40) получили отличного качества объектив 3.5/28мм и характерный дизайн: до сих пор используются в тяжёлых экспедициях по болотам или с пылью и камнями, выдерживают кратковременное поверхностное погружение.
Самый «подводный» дизайн был у троицы Fujifilm – HD-M, HD-R и HD-Р (панорама); несмотря на 2м погружения это действительно «аппараты для приключений».
Главное – они не боятся ударов, царапин, их можно хорошенько вымыть или обеззаразить.
Очень скоро «живучими» аппаратами стали интересоваться подразделения Производителей, производящие фотокамеры для спортсменов, путешественников и отдыхающих.
Первым был Canon – он воспользовался идеей, произведя Canon Aqua Snappy AS-6 Acty, 1986 (10 м погружения) и,
через несколько лет – Canon SureShot Prima WP-1/A1, 1994 (менее 3м погружения).
Параллельно Minolta выпустила Weathermatic-35DL, 1987 (5м): любители плавать в маске с трубкой получили отличных компаньонов для отдыха!
Nikon не торопился, у них отлично продавались профессиональные подводные Nikonos-ы со сменной оптикой. Но пару компактов для водного отдыха выпустили и они: брызгозащищённый Nikon Sport Touch AW35, 1992 и погружающийся на 3 метра Nikon L35AW AF/AD, 1986.
А самый, пожалуй, «интеллигентный» дизайн был у защищённого Pentax Espio 105WR, 1998 (кратковременное погружение на 1м), выдерживавшего настоящие рафтинговые приключения.
С наступлением цифровой эпохи в камерах появились GPS, Bluetooth и сканирующие модули, мощные и помехозащищённые передатчики. Раньше спортивных репортёров строители начали передавать картинки в компьютер строительной компании, раньше графиков стали добавлять на изображения символы и знаки (красные стрелочки, например).
Впереди всех снова были Konica, Fujifilm и Ricoh.
Konica Genba Kantoku Digital DG-1, 1998 базировалась на модели Q-M100, но была защищена от мелкодисперсной (цементной) пыли и ударов. Выжило их очень мало и сегодня DG-1 - коллекционная редкость.
Цифровой Fujifilm DS-250HD BIGJOB, 1998 обладал внушительным внешним видом и высокоуровневой защитой не только от механических воздействий, но и от электрических помех.
Более поздний Fujifilm FinePix HD-3W Big Job, 2007 до сих пор применяют при документировании ремонтов на энергосетях.
Ricoh сконцентрировался на камерах достаточно компактных размеров, но привнёс модульность: отдельные специализированные приставки превращали камеру в передатчик, позиционер или складской сканер. Вслед за Ricoh Caplio 500SE, 2008 появился модульный G800 Master, 2016,
а позже – аппарат со встроенными вокруг объектива светодиодами: в современных туристических камерах типа Ricoh G900/WG-6 и WG-80,
вы можете встретить это же решение для подсветки при макросъёмке (даже под водой).
Подобный путь оказался успешным для направления фотокамер серьёзного туризма. Умелый Olympus Tough TG-6 и
танкоподобный Panasonic Lumix DC-FT7 определяют стандарт нынешнего «выносливого» аппарата.
Но у них появились серьёзные конкуренты – экшен-камеры, аппараты для экстремальной съёмки. Со временем, Ricoh WG-M2,
Sony FDR-X3000R, 2016
Nikon KeyMission, 2017 и
Olympus TG-Tracker, 2016
по разным причинам уступили рынок продукции GoPro и DJI.
Для «водоплавающих» спортивные камеры, изначально рассчитанные на 3-10 м погружения, дооснащаются более мощными подводными боксами с которыми и 40 м – не предел.
Но в «подводном мире» необходим мощный свет, специализированные рукоятки… - компактность и выносливость теряются.
- А что же «строительные» камеры?
А они сохранились, превратившись в Интервальные камеры и вобрав в себя технологии камер безопасности и фотоловушек (Browning Spec Ops Elite HP4) для дикой природы.
Такая камера, оставленная на долгий срок в дежурном режиме, запишет любое движение в важной зоне. Современными примерами являются камеры Brinno TLC200 Pro / TLC2020 1080P HDR . Они устойчиво работают в любых условиях, оснащаются поликарбонатными внешними боксами – и весьма миниатюрны.
Отдельное экстремальное направление – сферическую круговую панорамную видеосъёмку освоили камеры семейства Ricoh Theta Z1 и тоже успешно используются на стройплощадках.
Разнообразие специализированных фотокамер позволяет подобрать под свои задачи и условия мощный и выносливый инструмент, который не разочарует. Качество изображения многократно превышает возможности смартфонов. Подобный аппарат имеет смысл относить к группе Камер постоянного ношения, но это тема другого разговора.
© Автор: Александр Бахтурин, "Яркий фотомаркет", 2023 г.