Найти тему
Пикабу

Заброшенный фарфоровый завод

Заброшенные фарфоровые заводы – это целый мир забытых и покрытых пылью тарелок, чашек, статуэток. На полках красуются цветастые сервизы, стеллажи забиты необыкновенными фигурками, на складах уже запечатана в коробки посуда для магазинов. Это хрупкое богатство разворовывается и беспощадно разбивается непрошенными гостями.

.
.

Когда-то в этих стенах можно было найти ценные и редкие экземпляры. За старинные фарфоровые диковинки коллекционеры были готовы платить большие деньги, о чем быстро прознали мародёры. Поэтому сейчас мало чего осталось от былого величия и ассортимента фабрики. Но все еще можно прогуляться по фарфоровым руинам и оценить масштаб производства.

Лично мне больше по душе пришлась посуда. Чисто с практической точки зрения. Я не ценитель всяких интерьерных безделушек и считаю статуэтки, фигурки, декоративные тарелочки откровенными пылесборниками. У себя я такое стараюсь не собирать, даже если очень красиво и очень хочется. Но вот на заброшенном заводе полапать такое сокровище – непередаваемое удовольствие. Даже если оно искалечено временем и людьми.

Как и большинство процветающих когда-то фабрик, наш фарфоровый завод был основан еще в царское время, в конце XVII века. Изготовление фарфора на тот момент в России только развивалось, а потому монополию почти на всё производство успела захватить одна дворянская чета. Завод, на котором нам удалось побывать, принадлежал известной династии, державшей в своих руках целую фарфоровую империю и не пускавших больше никого в свой бизнес.

Во всех крупных городах работали фирменные лавки и ярмарки, продававшие красивую посуду и предметы декора. На каждом изделии было клеймо, являвшееся гарантом подлинности и качества. Цены варьировались от демократичных до овер высоких. Но самую обычную глиняную посуду с яркой росписью могли позволить себе простые люди со средним достатком.

Сами заводы постоянно расширялись. Появлялись конструкторские отделы и лаборатории, внедрялись новые технологии. Фабрика быстро завоевала доверие и признание, продукция отличалась высоким качеством и красивым оформлением. Ну и альтернатив особо не было. Очень скоро фабрика стала официальным поставщиком царского двора. Сырье использовали заморское: каолин - из Англии, шпат и кварц - из Скандинавии.

Первая Мировая нанесла сильный удар по производству. Продажи упали, фарфоровые кошки никому не нужны, хорошее сырье поставляют с катастрофическими перебоями. После войны еще восстанавливающуюся и неокрепшую фабрику добил второй удар – революция. Большевикам нужно было время, чтобы запустить в оборот такое большое количество отобранных производств. Как и многие другие заводы, фабрика простаивала, оборудование ветшало.

Но в скором времени конвейеры снова заработали, только теперь под красным знаменем. Изменилось не только название, но и содержание. Посуда теперь отражала не самобытность русской культуры, а политические веяния того времени. Роскошные дорогие сервизы заменили продукцией народного потребления. На кружках красовались партийные лозунги. Стоимость выровнялась и соответствовала среднему достатку граждан.

Но приходили и новые модные тенденции. Например, шинуазри – типа китайский фарфор с тематической росписью. Или цветастая посуда с медальонами, изображающими девушек, цветы, всякие балладные мотивы. Короче постоянно появлялись какие-то новые модные стили, все как в одежде.

Росло производство, росли продажи и объемы выпуска. Завод давал работу более чем 2 тысячам людей. Но началась Вторая Мировая Война. Часть оборудования успели вывезти, остальное, вместе с цехами сравняли с землей. После войны восстанавливали почти с нуля. Завод быстро встал на ноги и набирал обороты. Рос ассортимент, создавались новые разнообразные дизайны. За эксклюзивными сервизами стояли в очередях. Но после развала союза, фабрика начала загибаться. В конце 90-х пошли банкротсва и перепродажи, простои и долги – все радости нового времени. Окончательно производство заглохло в 13 году.

Завод основательно разграбили еще в первые пять лет. Никого не смущала даже охрана с огромной собакой, регулярно делающая обходы. Посуду и фигурки грузили в багажники нагло припаркованных прямо напротив завода машин. Ну а потом на авито и мешке начали появляться объявления с советскими сервизами и фарфоровыми безделушками. Часть осела на рынках типа Юноны.

Но даже спустя столько лет на заводе все еще есть что посмотреть. Осталось много заготовок и простой посуды. Старое оборудование и конвейерные линии. Печи. Склады. Большой интерес представляет конструкторское бюро и лаборатория. Можно найти много информации по макетам продукции. Описаны технологии изготовления. Чертежи и пробы цвета заботливо отсортированы по папкам. На столах все еще стоят старые мониторы, на стенах висят календари, на подоконниках за шторами дремлют засохшие растения. В сервантах множество образцов, а в актовом зале такая атмосфера, будто час назад здесь проводили собрание. В раздевалках в шкафчиках висят халаты, стоит сменная обувь. И есть такое ощущение, что люди просто вышли на обед, а в кабинетах творческий беспорядок и вовсю идет рабочий процесс.

На самом деле я принесла с завода около 300 фотографий, смогла отсортировать и удалить лишь 100. Остальное всё хорошее, все нужно. Хотелось бы показать гораздо больше, но не позволяют рамки публикации. Не смотря на это пост, как всегда, получился достаточно объемным и спасибо, если дошли до конца.

Пост автора ZaiVa.

Больше комментариев на Пикабу.