Михаил Нестеров — русский художник, прославившийся написанием картин на религиозную тему, которые отчасти стилистически и сюжетно напоминали древнерусские иконы, только выполненные в реалистической технике, как обычные картины. И выбрал он этот жанр не случайно — Нестеров был искренне верующим человеком, глубоко религиозным, потому и написание подобных полотен воспринимал как служение Богу. А ещё он расписывал церкви и относился к своей работе предельно серьёзно и скрупулёзно, доводя фрески до совершенства, часто переделывал их, и всё равно оставаясь недовольным результатом. Редко кто из художников был столь требователен к своим работам, многие просто писали в своё удовольствие, ради творческого самовыражения и для заработка, а для Нестерова живопись была тяжким трудом, требующим от художника полной самоотдачи.
Самая популярная картина художника — «Видение отроку Варфоломею». Редкое полотно, которое полностью устраивало самого Нестерова. После его написания он говорил, что теперь прожил не зря, раз оставил картину, которая и спустя много лет будет что-то рассказывать зрителям и пробуждать их лучшие чувства.
Истинные шедевры редко создаются просто так, за каждым из них стоит немалый творческий поиск и неустанный труд, зачастую они своеобразная «лебединая песня» художника, квинтэссенция его мастерства и понимания жизни. Это всё в полной мере относится и к картине Нестерова.
В этой статье мы постараемся разобраться, как Нестеров пришёл к идее написания подобной картины, достаточно необычной для того времени — в моде был критический реализм наших замечательных передвижников Ивана Крамского, Ильи Репина, Владимира Маковского и многих других, или, на худой конец, пейзажи русской природы, в которых особого мастерства достигли Иван Шишкин, Алексей Саврасов и Исаак Левитан. А тут жанровая сцена из религиозной жизни, которую мог приобрести, если только набожный богатый купец, но никак не Павел Третьяков, с расчётом на которого и создавали художники многие свои картины.
Вначале Нестеров учился у Василия Перова — мастера небольших сатирических зарисовок и картин в духе критического реализма. Потому и полотна Нестерова напоминали Перовские, как, например, эта картина «Домашний арест».
Сюжет прост — мелкий чиновник основательно загулял, вот жена с тёщей и отобрали у него сапоги и сюртук, а заодно велели заниматься чисто женскими делами — вязать какие-то мелкие вещи. Провинившемуся не позавидуешь, поскольку подобная работа — серьёзный удар по самолюбию, если друзья-собутыльники или сослуживцы его увидят за столь недостойным занятием, то насмешек хватит на всю оставшуюся жизнь. Потому и взгляд такой настороженный и забитый.
Насколько это полотно отличается от одухотворённой картины «Видение отроку Варфоломею». Но почему произошла такая трансформация взглядов?
Возможно дело в усилившейся цензуре и социально-политической ситуации. В 1881 году произошло покушение народовольцев на Александра II, закончившееся смертью императора. Правда, лучше жить простому народу от этого не стало, скорее наоборот, окончательно закрутили все гайки, а Александра II всё чаще представляли в образе мученика. Изменилась и живопись, художники стали чаще обращаться к религии, даже в бытовой жанр включали образы из Библии. Например, заключённые с картины Николая Ярошенко похожи на святое семейство, да и если присмотреться далеко не все из них могут быть осуждены, и уж точно никак не напоминают настоящих прожжённых уголовников.
И религиозные мотивы для Нестерова очень близки, благо он воспитывался в строгой патриархальной купеческой семье. Особенно он почитал Сергия Радонежского, а потому и надумал написать целый цикл картин про этого святого. А «Видение отроку Варфоломею» - первое полотно в этом цикле.
Потому и Сергей там ещё совсем мальчик 10–12 лет от роду, а Варфоломей — его первое имя, данное при рождении. Согласно сюжету картины и житию этого святого, отец послал его разыскать пропавших лошадей, и во время поисков встретил ангела в образе старца. Тот спросил о чём он мечтает, Варфоломей пожаловался, что ему никак не даётся грамота — 12 лет уже, а читать толком не умеет, из-за этого приходится терпеть насмешки. Старец дал мальчику ларец с просфорой — церковным хлебом и сказал, коли тот съест кусочек, то его желание исполниться. Так и произошло — Варфоломей стал учиться лучше всех сверстников, и насмешки прекратились сами собой. Великие дела зачастую начинаются с малого, с первого шага, и неизвестно, смог бы Варфоломей в будущем основать Троице-Сергиеву лавру и совершить все эти духовные подвиги, описанные в его житии, если бы вырос неграмотным и обиженным на весь мир человеком.
Сначала, в одном из своих первых эскизов, Нестеров написал Святого старца так, чтобы нам было видно его лицо.
Но задумка оказалась не очень удачная, потому он изменил композицию — старец написан в анфас, боком, его лицо скрыто капюшоном и видно только мальчику. Это образ сокровенный, не предназначенный для всеобщего обозрения, не случайно лишь Варфоломей смог увидеть и поговорить с ангелом, принявший облик старца. Да и картина так больше напоминает икону, нежели обычное полотно бытового жанра, где нимб и скрытое лицо совершенно неуместны.
Но особенно Нестерову пришлось потрудиться над лицом Варфоломея — оно должно быть одухотворённым, непохожим на лицо обычного мальчика его лет. Он сделал несколько набросков, но всё было не то — обычный деревенский мальчик, не чувствовалась в нём духовная сила и великое будущее.
Однажды Нестеров увидел больную чахоткой девочку — худенькую, с заострёнными чертами лица, из-за чего глаза казались большими, а нос тонкий. И этот образ показался ему наиболее подходящим, пусть мальчик и выглядит несколько хрупким и болезненным, но за телесной немощью проще показать величие духа.
Важно было ещё и написать правильное выражение лица, достоверно передать эмоции при встрече с чудом. И тут Нестерову помогла увиденная им в Париже картина Бастьена-Лепажа Жанна д’Арк.
Там как раз изображён момент, когда Жанна д’Арк слышала голоса ангелов о том, что ей предстоит возглавить французский народ против английских захватчиков. Нелегко даже искренне верующему человеку принять такое чудо, потому её глаза выражают безмерное удивление, а лицо напряжённое. Подобное выражение видно и у мальчика — глаза широко распахнуты и пристально глядят на старца. Но этот взгляд осмысленный и доверчивый, он готов принять и исполнить всё сказанное старцем.
Пейзаж картины на первый взгляд вполне реалистичным — там нет сказочных элементов, непроходимых боров, как на картинах Васнецова.
Художник увидел его в окрестностях усадьбы Абрамцево, принадлежащей Савве Мамонтову. Но он очень русский и удивительно гармонирует с изображёнными персонажами. Тонкие деревья — с фигурой мальчика, а ларчик в руках старца с церковью на заднем плане.
Однако при этом передний и задний фон словно бы существуют сами по себе, что является характерной особенностью икон и техникой написания картин, в которой работал Нестеров.
Известно, что мы видим второй вариант картины — первый нечаянно испортил сам художник. Он стал писать её с высокой температурой, и во время работы потерял сознание, упал на холст и повредил его.
Исправить было сложно, проще начать новый. Но благодаря этому происшествию искусствоведы выяснили главную характерную особенность картин Нестерова. Он писал без подмалёвка, в иконописной технике, сверху вниз, постепенно заполняя холст красками.
Обычно художники писали по-другому. Например, Левитан вначале писал подмалёвок, задающий общий цветовой тон картины, потом изображение на переднем плане, и лишь после всего фон на заднем плане.
Так-то Нестеров тут был исключением, в подобной технике расписывались фрески в церквях и ничего удивительно, что они ему удавались очень хорошо.
Чего нельзя, к сожалению, сказать об остальных частях цикла картин о Сергии Радонежском.
Исчезло ощущение чуда, столкновение обыденного и неизъяснимого, это просто картины из жизни святого человека, а святости которого говорит только нимб над головой. Однако одну по-настоящему великую картину Нестерову написать удалось, так-то слова о том, что он работал не зря, были воистину верными.
Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com.