Найти тему
Прецедент ТВ

Как «Золотое яблоко» передумало брать 20% комиссию за возврат подарочного сертификата

Жительница Новосибирска не смогла вернуть полную стоимость подарочных сертификатов гипермаркета «Золотое яблоко». Продавец установил такие правила, которые позволяли ему удерживать 20% от номинала подарочной карты. Только лишь получив иск в суд и запросы журналистов, ритейл выбросил «белый флаг».

Татьяна Корнилова стала обладательницей трех подарочных карт гипермаркета косметики и парфюмерии Золотое Яблоко общим номиналом восемь тысяч рублей. В начале марта сибирячка решила вернуть стоимость сертификатов и была неприятно удивлена, узнав, что магазин, оставляет за собой право удержать часть суммы.

— В магазине не сказали, что со своей стороны готовы вернуть только 80% стоимости подарочных карт, удержав 20%. На мое возражение, что это незаконно, я настаиваю на всей сумме, попросили написать претензию, — рассказала «Прецеденту» Татьяна.

Корнилова так и сделала, но решить дело миром не удалось. Магазин ответил буквально следующее:

— Согласно Правилам Продажи и оборота Подарочных карт, действующим в Парфюмерных супермаркетах «Золотое Яблоко» в случае, если потребитель принимает решение о возврате Подарочной карты, денежные средства подлежат возврату за вычетом отступного в понимании статьи 409 Гражданского кодекса РФ, подтверждающим прекращение исполнения обязательств Покупателя в рамках договора купли-продажи, удостоверенного подарочной картой в размере 20% от номинала пластиковой Подарочной карты.

На фото: Татьяна Корнилова

Татьяна внимательно изучила закон «О защите прав потребителей» и пришла к выводу, что магазин слишком вольно трактует нормы права. Она решила искать справедливости в суде и составила исковое заявление с требованием обязать ООО «Екатеринбург Яблоко» вернуть ей полностью номинал подарочных карт, а также выплатить штраф и компенсацию морального вреда.

— Я проконсультировалась в отделе защиты прав потребителей Железнодорожного района, мне сказали, что, конечно, я права. Не имеет права магазин ухудшать условия, предусмотренные законом, обязан в течение 10 дней вернуть полностью все сумму, — говорит Татьяна.

Мы попытались узнать, чем руководствовался магазин, отказывая клиентке в ее просьбе, у директора, но она от комментариев наотрез отказалась. На официальный запрос редакции в ООО «Екатеринбург Яблоко» нам подтвердили, что в магазинах сети действуют внутренние правила позволяющие удерживать 20% от номинала подарочной карты при возврате:

— Клиентам мы предлагаем использовать Подарочную карту посредством приобретения товара (поскольку в этом случае клиент сможет использовать ее в полном объеме для оплаты). В случае, если будет все же принято решение о возврате подарочной карты, возврат будет произведён за вычетом отступного в размере 20% от номинала пластиковой подарочной карты.

На фото: стойка оформления подарочных карт в магазине "Золотое Яблоко"

Насколько правомерны такие действия ритейла по отношению к своим клиентам, мы попросили прокомментировать специалиста крупного юридического агентства.

— Закон «О защите прав потребителей» и Гражданский Кодекс РФ в данном случае должны встать на сторону потребителя, по моему мнению, поскольку «отступное» сюда неприменимо: само по себе «отступное» - это способ прекращения обязательств, но мы не можем прекратить то, чего еще нет. По сути подарочный сертификат - это не сделка, это скорее авансовый платеж (такую позицию ранее уже высказывали Верховный суд РФ и Роспотребнадзор), на сегодняшний день суды активно встают по данному вопросу на сторону потребителя. Пункт правил магазина, где указывается на «отступное», не соответствует Закону, а значит должен быть признан судом недействительным, — уверен юрист компании «Финправ» Даниил Ивачев.

На фото: Даниил Ивачев, юрист

Более того, по мнению юриста подарочный сертификат не имеет срока годности и вернуть средства по нему должны даже по пришествию нескольких лет со дня оформления.

— Сертификат не может обладать каким либо сроком, это также ущемление прав потребительских. Вы даете магазину деньги, взамен получаете подарочную карту, надеясь, что вы когда-либо вернетесь и как раз таки совершите сделку. Но сделку как таковую вы не совершили, это даже не договор о намерениях, — считает юрист.

Возможно, осознав шаткость своей позиции, в «Золотом яблоке» все же поспешили пересмотреть собственные правила. 30 марта 2023 года в адрес редакции «Прецедента» пришло письмо, в котором компания сообщила, что отныне гарантирует клиентам получение всей суммы сертификата при возврате.

На фото: фрагмент из письма ООО «Екатеринбург Яблоко»

Однако, Татьяна Корнилова решила не отзывать свой иск, для нее добиться сатисфакции - теперь дело принципа:

— В данном случае я считаю, что крупный магазин с хорошей репутацией не должен поступать таким образом, в глаза тебе нарушая закон, отказывать. Да, мне это не нравится и хочется ситуацию разобрать.

Екатерина ВОВКУДАН