Критики были чуть более благосклонны, но тоже не всегда. Словом, с массовым признанием у «Забавных игр» как-то не задалось. Зато проект негласно признали одним из самых провокационных фильмов австрийского режиссера. Почему он вызывает у зрителей и экспертов столько противоречивых эмоций, скоро можно будет узнать самостоятельно. 13 апреля кинокомпания Russian World Vision выпустит ленту в российский прокат.
Фильм притворяется классическим триллером про выживание, вроде полюбившейся широкому зрителю «Игры в кальмара». По сути же, «Забавные игры» лишены всей развлекательной части, которая обычно сопровождает кинематографические акты насилия. А потому это чистой воды высказывание — высказывание Ханеке о насилии и его культе, который разросся в медиа и искусстве.
В центре сюжета — счастливая семья, подвергшаяся нападению двух молодых людей и вынужденная сыграть с ними в смертельную игру. Папа, мама и их 10-летний сын приезжают в свой загородный дом на берегу озера. Там-то к ним и приходят два парня, представившиеся соседями, а в итоге оказавшиеся захватчиками. Незваные гости предлагают семейству сыграть в серию жестоких игр, во время которых им придется испытать изощренное физическое и психологическое насилие. Так «забавные» игры превращаются для героев в пытку длиною в ночь.
В чем, собственно, противоречие канонам жанра? Ханеке хотел снять такой фильм о насилии, которым уже привыкший к аттракциону жестокости зритель не смог бы наслаждаться. Судя по реакции публики, у него это получилось. Самому режиссеру было чуждо то, как насилие «смакуется» в кино, поэтому он решил обличить зрителя в его нездоровой тяге к жестокости. Вот почему Ханеке убирает из фильма основное действие и показывает лишь ужасающие последствия: все сцены насилия в «Забавных играх» происходят за кадром.
Эту задачку режиссеру реализовать удалось, а вот план снять ленту с участием голливудских актеров — нет. Съемки пришлось перенести в родную ему Австрию. Главные роли в картине исполнили Сюзанна Лотар («Чтец»), Ульрих Мюэ («Жизнь других»), Арно Фриш («Вавилон-Берлин») и Франк Гиринг («Небеса подождут»). Правда, десять лет спустя Ханеке все же удалось воплотить в жизнь первоначальную идею. Он снял покадровый авторемейк собственного фильма с участием всемирно известных актеров: Наоми Уоттс («Наблюдатель»), Тима Рота («Женщина-Халк: Адвокат»), Майкла Питта («История Лизи») и Брэйди Корбета («Детство лидера»).