Дмитрий Григорович – писатель, принадлежащий к «натуральной школе» 1840-х годов. Ее представители изображали в своем творчестве преимущественно жизнь социальных низов – мещан, крестьян и мелких чиновников.
Дмитрий Васильевич родился 19 марта 1822 года в селе Черемшан Ставропольского уезда. Он был сыном русского помещика и француженки. Воспитание его велось в основном на французском языке. Отец писателя вскоре умер, и мальчика воспитывала мама с бабушкой. Поэтому Григорович плохо говорил по-русски, предпочитая общаться на французском языке.
В восемь лет мальчика отправили во французский пансионат «Монигетти» в Москву. После его окончания Дмитрий поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, где познакомился с Достоевским. Кстати, вместе с ним он жил в период написания «Бедных людей».
Через несколько лет Григорович понял, что точные науки – не то, чем бы ему хотелось заниматься в жизни, и перевелся в Академию художеств. Тогда же начались его первые литературные опыты и публикации. Это пришлось на сороковые года.
Первыми рассказами писателя стали «Собачка», «Театральная карета», напечатанные в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду»». Но все они были ещё очень слабы в художественном плане. Помимо этого, он печатал свои произведения в «Литературной газете» и «Северной пчеле», в альманахах «Первое апреля» и «Физиология Петербурга», в «Отечественных записках».
Около 1841 г. Дмитрий познакомился с Некрасовым, который сильно повлиял на него. Позже появляются его первые серьёзные произведения как молодого писателя – «Штука полотна» 1846 и «Петербургские шарманщики» 1845, которые оценил критик Белинский.
В 23 года он берётся за большую повесть «Деревня», которую в 1846 году печатали в «Отечественных Записках». Именно она дала Григоровичу литературное имя. А в 1847 году в «Современнике» вышел знаменитый «Антон Горемыка». Это одни из первых произведений, посвященных жизни крестьянства. Интересно, но «Деревня» появилась даже раньше «Записок охотника» Тургенева, публикация которых началась в 47-м году.
«По прочтении этой трогательной повести «Деревня», – говорил Белинский, – в голове читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные». Григорович первый посвятил большую повесть ежедневному быту самого серого простонародья.
Вот как это описывает сам Григорович в своих мемуарах:
«Знакомый с простонародным русским языком только по редким книгам, которые удавалось читать, я стал усердно изучать его практически, проводил часы на мельнице, беседуя с помольцами, разговаривал с нашими крестьянами, стараясь прислушаться к складу их речи, записывал выражения, казавшиеся мне особенно характерными и живописными. Первые главы повести «Деревня» стоили мне неимоверного труда. Французский язык, которым меня питали до тринадцатилетнего возраста, все еще по временам давал себя чувствовать; я долго иногда путался, приискивая ту фразу, которая должна была выпукло и пластично выразить то, что хотелось сказать. Каждую главу переделывал я, переписывал по нескольку раз, вымарывая, переправляя в ней все, что казалось нескладным».
«Деревня», в которой Григорович постарался добросовестно передать свои наблюдения, посвящена тяжелой судьбе девочки-сироты, мать которой умерла при родах. Литературоведы считают, что в повести чувствуется несколько жалостливый, сентиментальный тон; еще сильнее эта особенность выражена в «Антоне-Горемыке», наполненном трогательными и драматическими подробностями. В дальнейшем писатель продолжал использовать подобные приемы, и если первые два его произведения о крестьянах пользовались большим успехом благодаря своей новизне для читателя, то последующие воспринимались как скучные и затянутые.
В 50-60-х годах Григорович пишет еще несколько романов и повестей, а также рассказов, однако ни одно из новых произведений уже не привлекает такого внимания, как «Деревня» и «Антон-Горемыка». Установившееся к этому времени мнение о нем так выражено в переписке Тургеневым: «Боюсь несколько судьбы Григоровича, который теперь с неутомимой деятельностью разливает подонки своего таланта на такие сороковые бочки пресной воды, каковы его «Проселочные дороги».
20-летний перерыв
С середины 60-х годов в литературной деятельности Дмитрия Григоровича наступает перерыв почти на 20 лет, и только в 83-м ему неожиданно удается вновь вернуть к себе внимание читателей рассказом «Гуттаперчевый мальчик».
На этот раз писатель убрал свойственный ему жалостливый тон, что видно уже из эпиграфа: «...Когда я родился - я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...». Однако рассказ умел большой успех и до сих пор остается самым узнаваемым произведением Григоровича.
В последние годы жизни Григорович пишет «Литературные воспоминания», где показывает свою восприимчивость и наблюдательность. В его мемуарах встречаются выразительные портреты современников писателя и неожиданные, удачно схваченные детали и описания. В качестве примера можно привести одно из детских воспоминаний:
«Никогда не забуду первого моего переезда из деревни в Москву. Была осень. Мы спускались с кручи к Оке, чтобы пересесть затем на паром. За Окой, в глубине горизонта, надвигались неправильными рядами сизые тучи, между которыми местами просвечивали багровые полосы неба: было ли то действие внезапного пробуждения от сна, или крайнее нервное расстройство после разлуки с Николаем, или, наконец, галлюцинация, но мне показалось, что просветы на небе - только продолжение видимого пространства Оки, что тучи на нем, острова и мы все - с людьми, лошадьми, тарантасом - спускаемся в безбрежный океан и в нем должны будем погибнуть. Я начал биться и кричать и перепугал матушку, которой немало стоило усилий удержать меня на месте и уговорить».
Дмитрий Григорович умер 22 декабря 1899 года в Санкт-Петербурге.
Помимо вышеупомянутых произведений, у писателя выходили и другие книги:
- «Штука полотна»;
- «Бобыль»;
- «Капельмейстер Сусликов»;
- «Четыре времени года»;
- «Смедовская долина»;
- «Пахарь»;
- «Пахатник и бархатник»;
- «Два генерала»;
#литература #культура #писатели #поэты #новостилитературы #книги #чтение