В России есть очень лаконичная, но глубокая поговорка: простота хуже воровства.
Многим иностранцам она не понятна. Да и россияне не всегда понимают.
Но некоторые новости сразу заставляют ее вспомнить.
А еще эти новости всё чаще заставляют задаться вопросом: представители власти нас всех реально держат за недалеких? Или сами чего-то совсем не понимают?
*
Как ранее предупреждали демографы, социологи и экономисты, в России задолго до начала судьбоносного 2022 года сложилась ситуация "идеального демографического шторма".
Негативные тенденции в демографии России на 21 век спрогнозированы специалистами довольно давно. И их предсказания, увы, сбываются.
Так, демографы уверены, что "дно" рождаемости, установленное в конце 1990-х годов, будет пробито в 2023 году.
Число рождений детей с 1,3 млн в 2022 году в этом году скорее всего опустится до 1,2 млн. А в 2024-м составит 1 млн человек. Это будет абсолютным минимумом в современной истории страны (со Второй мировой!).
О том, что мечты Путина про многодетные семьи в России не имеют социальной и экономической базы, много говорили и писали самые разные специалисты.
Подробнее, например, тут:
Ранее о реальных проблемах низкой рождаемости высказались врачи, которые имеют дело с женщинами именно по вопросам деторождения - гинекологи и акушеры.
Подробнее тут:
Статистика демографов прямо свидетельствует, что действия государства в последние ...дцать лет НЕ способствуют воспроизводству населения России. А точнее - наоборот.
Судите сами:
- По рождаемости в расчёте на одну женщину Россия на 193 месте в мире (всего 1,49 ребёнка) и даже на 30 месте в Европе (из 48 стран). В 2015 году мы были в Европе на 9 месте.
То есть, Россия, которая претендует на роль защитника традиционных и христианских ценностей, имеет рождаемость ниже, чем в большинстве стран Европы. - По смертности до 40 лет Россия на 158 месте в мире и на последнем в Европе.
- По смертности в возрасте от 15 до 60 лет Россия на 191 месте в мире, а среди мужчин — на 212-м. Выше нас даже нищие Бурунди, Джибути, Ангола, Конго (бывший Заир), Либерия, Мали, Гана, Габон.
Социологи, демографы и экономисты прямо пишут в последние месяцы: горизонт планирования большинства семей событиями 2022-2023 годов уничтожен.
Никто не знает, что будет в стране дальше. Многие семьи не понимают, смогут ли рассчитывать на физическое присутствие своих глав (отцов) в будущем вообще и в будущем детей в частности.
В этой ситуации пары и семьи логично выбирают отложить рождение вторых-третьих детей или вообще отказаться от этой затеи.
Знаете, что в такой ситуации придумали сделать наши умные депутаты Госдумы?
Ответ из серии "Нарочно не придумаешь".
Депутаты уверены, что достаточно просто показывать в рекламе ТОЛЬКО многодетные семьи - и все россияне сразу (наконец-то) поймут, что семьи должны быть многодетными!
И примутся рожать много детей!
Вот так. Просто и круто. Правда?
"Многодетная семья будет в каждой рекламе, где используется образ Российской семьи. В каждом ролике, на каждом билборде, в каждом рекламном сообщении.
Поправки к закону о рекламе у нас уже готовы. В их подготовке мне помогали сами рекламщики. Они согласны с этой инициативой. Многодетная семья – прекрасный образ для позиционирования товаров и услуг".
Это написал в своем Тг-канале депутат Госдумы (от "Справедливой России") Дмитрий Гусев.
"Чтобы нас стало больше необходимо 11 млн многодетных семей. Сейчас в России их только 2 миллиона. Меры нужны беспрецедентные!", - бьёт в набат депутат.
Но вместо того, чтобы хотя бы перечислить "меры беспрецедентные", которые нужны, чтобы россияне почувствовали уверенность в будущем и стали планировать рождение детей, господин Гусев пишет... - правильно, о Путине. (О ком же еще писать депутату от оппозиционной, якобы, партии-то).
"Владимир Путин неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что семья – это «основа основ». Именно дома закладывается базис мировоззрения человека, его нравственные ценности и поэтому важно воспитывать подрастающее поколение в духе ценностей большой, многодетной, дружной семьи, заботы о ближних, детях и родителях.
Президентом утвержден Указ об основах государственной политики. Один из ее принципов - создание условий для воспитания и развития детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, защиты интересов детей, а также защиты института брака как союза мужчины и женщины", пишет депутат Гусев.
Логика депутата Гусева поражает стройностью:
"Реклама не только двигает торговлю, но и формирует потребности и образ жизни. Если все образы семьи в каждой рекламе будут многодетными, через некоторое время это станет в России привычной ролевой моделью" - уверен госдеп Гусев.
Возникает ощущение, что понятие "этика" депутатам вроде Гусева не знакомо в принципе.
Ведь в России есть не только семьи с 1-2 детьми. Есть и бездетные семьи. Причем отсутствие детей в них может быть проблемой и даже трагедией пары.
Но вместо того, чтобы как-то бережно обойтись с этим аспектом и объяснить (в данном случае - через рекламу), что любая семья в любом составе важна и что любая семья, даже БЕЗ детей - это пример "защиты института брака как союза мужчины и женщины" (слова Путина из депутатской цитаты выше), государство - по сути - предлагает нам модель разделения семей на "нормальные" и "ненормальные".
Причем в ситуации, когда в России уже есть примеры скандалов на эту тему. В частности, такой скандал произошёл ранее в Ставрополье.
Ну, и сама логика - показываем многодетные семьи в рекламе, все пары начинают думать, что это норма и начинают рожать много-много детей! - уже поражает той самой простотой из поговорки. Которая "хуже воровства".
Потому что вся сложность темы отцовства и материнства, включая экономические аспекты, сводится всего лишь к шаблону про "нормальную семью".
А вопросы
* про зарплаты отцов и матерей, на которые возможно содержать большие семьи,
* уверенности в том, что семья будет тянуть свои выплаты по ипотеке,
* что в стране будут в достаточном количестве безопасные современные автомобили, чтобы возить много детей туда куда надо (а вы попробуйте жить многодетной семьей без авто),
* вопросы про необходимые множеству детей детсады, школы, детские поликлиники, удобный безопасный общественный транспорт - что с ними?
Они почему-то вне радаров идей о показе "только многодетных" семей в рекламе.