Найти тему
AR.MOSCOW

Москва железнодорожная: Остановочный пункт Военное поле

Друзья, сегодня в рубрике #москважелезнодорожная расскажем о единственном остановочном пункте Московской Окружной железной дороги (МОЖД), от которого не сохранилось ни одной оригинальной постройки.

Военное поле - второй из двух остановочных пунктов, построенный на МОЖД (о первом мы рассказывали в прошлой раз). Он был назван по местности в западной части Ходынского поля, где в начале 20 века располагалось много военных объектов. На карте видно, что железная дорога проходила вдоль реки Ходынки, по правую сторону расположен пехотный лагерь, а по левую - артиллерийский. Здесь и находится остановочный пункт Военное Поле, который предназначался для обслуживания военных лагерей.

-2

Пассажирское здание о.п. было построено в 1908 году, в псевдорусском стиле, по индивидуальному проекту главного архитектора МОЖД Александра Померанцева. Яркое и неординарное архитектурное решение, а также богатый и разнообразный декор придавали ему сходство со сказочным теремом.

Пассажирское здание на остановочном пункте Военное поле, 1907-1908
Пассажирское здание на остановочном пункте Военное поле, 1907-1908

Вокзал представлял собой сложное в плане и в разрезе сооружение с переменной этажностью. Со стороны подъезда в него можно было попасть через крыльцо с шатровой кровлей и шпилем, обрамленное пилястрами. За крыльцом находились т.н. сени - помещение, куда выходило окно кассы и через которое можно было попасть дальше, в залы ожидания. Зал I и II классов был в правой части (если смотреть со стороны подъезда) основного объёма пассажирского здания, к нему примыкали мужские и дамские уборные с ватерклозетами. Зал III класса располагался в отдельном объёме со стороны проезда.

Лестница между залами ожидания вела на второй этаж, сообщавшийся мостиком с перроном, здесь же размещалась контора начальника станции и телеграф. Башенный объем в левой части здания предназначался для поста централизации: на втором этаже должны были размещаться компенсаторы, а на третьем — аппараты централизованного управления. Вероятно, этот пост должен был обслуживать подъездные пути, которые планировалось построить от военных лагерей, но так и не построили.

Здание было оснащено подъёмником, доставляющим багаж с первого на второй этаж, его нефтяной двигатель находился в подвале, где было еще несколько технических помещений. В подвал вел отдельный вход. На этом снимке 1953 года еще видно мостик с навесом, соединявший вокзал с перроном.

Помимо здания вокзала, на Военном Поле был построен жилой дом для проживания сотрудников и отхожее место с ламповой. Здание жилого дома было типовым. На первом этаже размещалась квартира начальника станции, его 1-го помощника,а также комнаты дворника, сторожа и уборная. На втором этаже была квартира 2-го помощника, комнаты старшего телеграфиста, младшего телеграфиста, сигналиста и жандарма.

Жилой дом при станции Военное поле, 1907-1908
Жилой дом при станции Военное поле, 1907-1908

Над входом в квартиру начальника нависал эркер второго этажа, имевший отдельную кровлю. Над квартирой 2-го помощника возвышался фронтон с двумя небольшими слуховыми окнами. Верхнюю часть второго этажа украшал оштукатуренный карниз. Цоколь здания также был покрыт штукатуркой. Остальная поверхность стен была облицована декоративным кирпичом. Над кровлей дома возвышалось множество печных труб с фигурными металлическими завершениями.

Местность Военное поле в 1922 году переименовали в Октябрьское поле, остановочный пункт значился на картах до 1950-х годов. Примерно в это время прекратили существование военные лагеря, а на их месте развернулось многоэтажное жилищное строительство. Интересно, что улицы Октябрьского поля носят имена военачальников времён Великой Отечественной войны. Исторический топоним Военное поле сохранился в названии улицы в Хорошёвском районе.

Здания остановочного пункта долгое время стояли заброшенными. По воспоминаниям старожилов, пассажирское здание было снесено в середине 1980-х годов. Жилой дом просуществовал, по разным данным, до конца 1980-х, либо до начала 2000-х. В настоящее время примерно на месте о.п. Военное поле располагается платформа Зорге МЦК.

Пассажирское здание бывшего о.п. Военное Поле, МОЖД, 1987 год. Источник:parovoz.com, автор: station-master.
Пассажирское здание бывшего о.п. Военное Поле, МОЖД, 1987 год. Источник:parovoz.com, автор: station-master.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

Читайте также:

#armos #история #архитектура #москва #вокзал