Найти в Дзене
Мороженые сказки

Рубленая изба как модель мира у наших предков

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений и активного отдыха! Судя по приятной статистике, которую показывают статьи про традиционное жилище наших предков, эта тема весьма и весьма интересна многим из нас. Поэтому решила сделать целый цикл статей, посвященных традиционному жилищу славян - рубленой избе, начало которого можно прочитать в статье по ссылке ниже. При планировании дома нашими предками всегда соблюдалась связь между четырьмя сторонами света, четырьмя временами года и четырьмя сторонами дома. Жилище славян было в обязательном порядке ориентировано на юго-восток. Ориентация на восток была связана с восходом солнца, божество которого почиталось на Руси, а так же из хозяйственных соображений: таком жилище всегда будет больше света и тепла, а значит уюта, благополучия и здоровья. Жилое помещение делилась на две части – мужскую (внешнее пространство, место около двери) и женскую (внутреннее пространство, околопечное) – деревянной перегор

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений и активного отдыха!

Рубленая изба шестистенок. Музей деревянного зодчества Малые Карелы
Рубленая изба шестистенок. Музей деревянного зодчества Малые Карелы

Судя по приятной статистике, которую показывают статьи про традиционное жилище наших предков, эта тема весьма и весьма интересна многим из нас. Поэтому решила сделать целый цикл статей, посвященных традиционному жилищу славян - рубленой избе, начало которого можно прочитать в статье по ссылке ниже.

При планировании дома нашими предками всегда соблюдалась связь между четырьмя сторонами света, четырьмя временами года и четырьмя сторонами дома. Жилище славян было в обязательном порядке ориентировано на юго-восток. Ориентация на восток была связана с восходом солнца, божество которого почиталось на Руси, а так же из хозяйственных соображений: таком жилище всегда будет больше света и тепла, а значит уюта, благополучия и здоровья.

Жилое помещение делилась на две части – мужскую (внешнее пространство, место около двери) и женскую (внутреннее пространство, околопечное) – деревянной перегородкой-переборкой, идущей от свободного угла печи до противоположной стороны. В женской половине, носившей название «бабий кут», находилась печь.

Русская печь без вмешательства вандалов иногда остается стоять в старинных заброшенных домах дольше всего ибо тогда умели строить
Русская печь без вмешательства вандалов иногда остается стоять в старинных заброшенных домах дольше всего ибо тогда умели строить

Во внутренней части жилища резко выделялись следующие доминанты: печь, расположенная в противоположном от входа углу (север/ запад) в самом холодном и темном месте избы, и по диагонали от нее напротив – красный угол (юг/ восток). В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил – полати, где спали. Скамьи для сиденья располагались вдоль стен. Двери в избе были низкие, а окна маленькие. Свет попадал в комнату через рамку, затянутую рыбным пузырем или брюшиной.

Славянский дом отражал в своей конструкции представление о трех мифологических мирах: небесный мир (чердак, где в позднее время располагалась светелка – неотапливаемое летнее помещение для занятий рукоделием, девичья, и крыша), земной мир (от потолка до пола), подземный мир («погреб» – место погребения, о чем я подробно рассказывала в своей статье о половиках и домотканых ковриках).

Рубленая русская изба в обло
Рубленая русская изба в обло

Чердак и крыша ассоциировались с небесным миром. Конек, возвышающийся над крышей славянской избы, символизировал солнце. Таким образом, для крыши с конской головой дом являлся «телом», а его основание – «ногами». Иногда над крышей возвышался силуэт петуха. В этом случае он олицетворял победу сил света над силами тьмы.

Жилое пространство избы соответствовало среднему миру в мифологической модели жития, так как именно в нем происходили все основные события жизни людей. Подпол в избе ассоциировался с подземным миром – миром мертвых, так как в подполье захоранивали некрещеных младенцев; с ним, как и с чердаком, а так же пространством под печью связывали культ предков.

Потолок и пол – границы между мирами. Потолок часто называли «верхний пол». Славяне считали, что двери, окна и порог – выход в потусторонний враждебный мир. Окна символизировали связь с миром мертвых, поэтому через них нельзя было входить в дом. Поэтому покойников часто выносили через окно ногами вперед, чтобы он не смог отыскать обратный путь и вернуться в дом назад. При этом гроб ни в коем случае не должны были нести родственники, чтобы в семье не случилась новая беда.

Окна избы как граница между мирами
Окна избы как граница между мирами

Матица (брус, служащий основанием для потолка в избе) являлась символом Мирового Древа и центром дома – границей между верхом и низом. При строительстве дома необходимым элементом было сакральное путешествие плотника по матице, сопоставимое с путешествием шамана по Мировому Древу. На матице висела колыбелька младенца, то есть от нее зависело продолжение жизни семьи. Укладка матицы, считавшейся опорой верха жилища, становилась ключевым моментом в постройке жилища, и сопровождалась обрядами, молитвами и угощением плотников. Матица была главнейшей символической границей между внутренней и внешней частью избы.

Сакральным центром жилища и главным оберегом семьи была печь: «Печь в дому – то же, что алтарь в церкви, в ней печется хлеб». Печь для нового дома начинали сооружать, когда в нем не было еще ни окон, ни дверей, а потолок над печью еще не застилали. Славяне считали, что без печи нет дома. Пословица гласит: «Догадлив крестьянин, что на печи избу поставил». Белорусы называли угловой столб печи «дедом» и отождествляли его с домовым, который был духом-покровителем дома.

Островок истории в большом городе. Памятник истории и архитектуры дом купца начала ХХ века в городе Архангельске
Островок истории в большом городе. Памятник истории и архитектуры дом купца начала ХХ века в городе Архангельске

Сакральный статус избы, как обжитого пространства, подчеркивается охранно-магическими символами. Обережные орнаменты наличников окон и входных проемов всегда украшались деревянной резьбой с солярной символикой, отражающей движение солнца по небосводу. На матице часто вырезали «громовой знак» – колесо Юпитера-Рода – круг с шестигранником и шестилучевой розеткой внутри него. На спинках кресел изображалось солнце в трех позициях, знаки плодородия и «хляби небесные».

Уподобление строительства дома строительству мира подтверждалось фактом принесения жертвоприношения или принесения первожертвы. У славян при строительстве дома всегда приносилась строительная жертва. В древнейшие времена в жертву приносили человека, но со временем заменили его на домашних животных: коня, козла, барана или петуха с курицей. Еще позднее перестали проливать чью-то кровь, заменив жертвоприношение животных на символические символы богатства: мешочки с зерном, шерстью и монетками.

О закладных монетах, как типе кладов, я подробно рассказывала в одной из своих статей на основном канале

Пишите в комментариях, какие еще вопросы, связанные с традиционным жилищем наших предков вам хотелось бы узнать из моих статей?

А я раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй, преданий и традиций.

Всегда ваша Морозова❤

Еще мои проекты:

Основной канал в Дзене

https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Ярус. Надежда Морозова.

https://yarus.ru/u/10020197

Паблико  Отмороженные истории | Паблико